Таким образом, современный этап развития общества ставит перед российской системой образования принципиально новую задачу: воспитание новых людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению своей собственной деятельностью и деятельностью других людей для достижения социально значимых целей. Другими словами, сегодня происходит переход от школы знаниевой к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, самоактуализации, личностного целеполагания, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога инновационного подхода в применении образовательных технологий, без которых невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности выпускников общеобразовательной школы.
Новое качество образования может характеризоваться следующими показателями:
- новые знания, умения, навыки учащихся по учебным дисциплинам;
- повышение уровня их личностного развития на основе изучения школьных дисциплин и внеурочной деятельности;
- отсутствие перегрузок, ухудшения здоровья;
- высокий уровень учебной мотивации;
- учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся;
- повышение профессиональной (в том числе технологической) компетентности педагогов;
- изменение процессуальной стороны воспитательно-образовательного процесса и т. д.
Понятие «инновация» в литературе определяется как процесс внедрения нововведений. В основе развития современной образовательной системы лежат образовательные технологии деятельностного типа, такие как проблемно-диалогическая технология, технологии исследовательской и проектной деятельности, кейс-стади (обучение с использованием конкретных ситуаций), технологии продуктивного чтения и развития критического мышления, технологии уровневой дифференциации и оценивания учебных успехов школьников, интернет-технологии и ИКТ и др.
Основные цели современных образовательных технологий деятельностного типа заключаются в развитии:
- умений учащихся самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
- творческих способностей школьников, умения работать в команде;
- проектного мышления и аналитических умений;
- коммуникативных компетенций, толерантности, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Для значительной части педагогов освоение и применение на уроках и внеурочных занятиях современных образовательных технологий, в том числе перечисленных выше, становится инновационной деятельностью. Вместе с тем большинство педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - КРИПКиПРО), рассматривают инновационные технологии обучения как инструмент, с помощью которого новая (личностно ориентированная, деятельностная, развивающая) образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Несомненно, важно, чтобы учитель в своей деятельности опирался на лучшие традиции российской психологической школы и педагогики. Но не менее значимо учитывать современные требования к образованию: консервировать даже то, что некогда было лучшим в мире, - значит обрекать систему на отставание, на стагнацию. С изменением социальной ситуации, развитием той или иной общности традиции могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми.
На смену традиционному преподавателю (монополисту передачи и интерпретации необходимых знаний) должен прийти учитель-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, тьютор, фасилитатор и т. п., то есть учитель, обладающий высокой профессиональной педагогической компетентностью, владеющий современными технологиями обучения.
Технологический подход в образовании является одним из перспективных направлений, без которых невозможно обновление школы. А образовательные технологии рассматриваются исследователями как проекты построения образовательного процесса (Л.А.Байкова, Н.М.Зверева, Г.Н.Ксензова и др.), как гарантированное средство достижения заданных целей (М.Ж.Арстанов, В.Г.Гульчевская и др.), как необходимое условие решения практических задач обучения (Т.И.Малигонова).
Введение в образовательный процесс ФГОС ВПО и СПО поставило ряд проблем и перед учреждениями профессионального педагогического образования по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений ВПО и СПО.
Новый подход в организации профессионального обучения требует создания комфортных условий для студентов, слушателей курсов повышения квалификации или переподготовки и преподавателей на занятиях, а обеспечить такие условия, так же как и в начальной, основной и средней школе, может использование педагогом современных образовательных технологий: всех перечисленных ранее, а также модульной, научно-исследовательской деятельности, мониторинговых исследований и др.
Особое внимание в профессиональном образовании уделяется таким направлениям, как создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронное тестирование с мгновенным определением рейтинга, электронная библиотека, применение информационных технологий при курсовом проектировании, введение электронных форм учебно-методических комплексов специальностей, программного обеспечения для визуализации технологических процессов и пр. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства.
В современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» и ее структура рассматриваются по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач. Например, в работах И.Я.Лернера, В.В.Краевского, А.В.Хуторского рассматривается единство трех составляющих профессиональной педагогической компетентности:
- когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний);
- операционально-технологической (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету);
- личностной (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).
Данная структура находит подтверждение и в приложении к ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». В разделе IV «Характеристика профессиональной деятельности» и в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» определена следующая структура педагогической компетентности учителя:
- наличие знаний для организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области (когнитивная составляющая);
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения, способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (операционально-технологическая составляющая);
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры (личностная составляющая).
Такая структура формирования педагогической компетентности положена в основу организации учебного процесса в КРИПКиПРО, так как она связывает весь набор компетенций через теоретические знания, технологии и ценностные установки. Основными условиями для роста когнитивной составляющей любой компетенции, в том числе технологической, являются изучение специальной литературы и периодики, посещение теоретических семинаров, обучение на курсах повышения квалификации. Для развития операционально-технологической составляющей необходимо посещение циклов практико-ориентированных семинаров, методической учебы, деловых игр и тренингов. Гораздо сложнее для преподавателя создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и позицию учителя, обучающегося на курсах ПК, сформировать извне невозможно, можно только инициировать и поддерживать личной значимостью, адекватными организационными условиями, системой поощрений, положительными результатами труда и т. д.
Однако, как показывает практика, современный учитель быстро утрачивает целый ряд наиболее профессионально значимых компетенций, в том числе и технологических, если у него не сформирована потребность в постоянном обновлении и совершенствовании своего профессионализма. Поэтому умения и способности педагога в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации и позволяющие формировать потребность в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании, являются основным условием повышения его технологической компетентности.
Во время курсовой подготовки в целях стимулирования образовательной активности и инициативы, усиления стремления учителя к творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности преподаватели КРИПКиПРО используют методики самоисследования, самоанализа, самопрогнозирования, а также современные образовательные технологии деятельностного типа, активные и интерактивные методы обучения, широко опирающиеся на принципы фасилитации.
Например, реализуя основное направление повышения технологической компетентности учителей, мы стремимся сделать теоретический материал, преподаваемый в учебном курсе, практико-ориентированным, для того чтобы обеспечить слушателям курсов понимание природы методов обучения с использованием перечисленных образовательных технологий и механизмов, обеспечивающих их результативность. В ходе курсовой подготовки мы стараемся также сформировать первичный опыт как устойчивую базу, для того чтобы учитель мог использовать усвоенные образовательные технологии на уроках. Мы считаем, что современные образовательные технологии обучения в школе должны осваиваться учителями в условиях таких же технологий. Поэтому занятия с учителями проводятся не традиционно, в виде лекционных и практических занятий, а в виде проблемных уроков при изучении каждой отдельной темы, с соблюдением всех этапов. В качестве примера представим занятие по теме «Технология продуктивного чтения» (изучаемый курс «Современные образовательные технологии в деятельности учителя»), которое проводилось с использованием технологий проблемно-диалогического обучения и оценивания образовательных достижений (см. таблицу).
В свою очередь учителя, освоившие на практике данные технологии, применяют их на уроках, на занятиях внеурочной деятельности: сначала учитель создает проблемную ситуацию, предъявив детям противоречие между противоположными фактами, теориями, точками зрения и т. д., помогает им осознать это противоречие и сформулировать проблемный вопрос. Затем разворачивает диалог с обучающимися: «Какие есть гипотезы?», «Как их проверить?», при необходимости дает подсказки. Этот диалог продолжается до тех пор, пока учащиеся не выдвинут решающую гипотезу. Таким образом происходит открытие нового знания. Ребята учатся представлять решение проблемы по-своему - составляют схему, рисунок, или выражают новое в виде метафоры, загадки, маленького стихотворения, или просто самостоятельно формулируют новое знание. И наконец, младшие школьники воспроизводят новое знание, при этом у них развиваются речь, мышление, воображение и другие познавательные способности. В условиях применения технологий деятельностного типа развивается и активная жизненная позиция учащихся, так как они не боятся ошибаться на уроке, а их знания отличаются прочностью и долговечностью, потому что дети их открыли сами, а не получили в готовом виде.
По завершении обучения каждый учитель, решивший внедрить изученные технологии в образовательный процесс, может рассчитывать на методическое сопровождение с нашей стороны. Дальнейшая организация методического сопровождения процесса повышения технологической компетентности учителей многопланова:
- проведение теоретических семинаров (доклады, сообщения), проблемных семинаров (с показом уроков, внеклассных, внешкольных мероприятий), круглых столов, деловых и ролевых игр;
- обсуждение трудностей в реализации изученных технологий, отдельных открытых уроков, авторских программ, учебных пособий, результатов предметных олимпиад учащихся, подготовки учащихся к мониторингу качества знаний и др.;
- консультирование учителей по различным возникающим у них вопросам (индивидуальное, групповое, тематическое, обзорное) и др.
Таким образом, педагог, повышающий свою квалификацию, во время обучения проходит стадии обучаемого, обучающегося и обучающего. Поэтому деятельность преподавателя КРИПКиПРО также изменилась - от транслятора знаний об образовательных технологиях:
- к работе мастера, организующего совместную деятельность с целью формирования у слушателей курсов педагогических способностей;
- к позиции консультанта, проектирующего совместную педагогическую деятельность со слушателями курсов.
В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационных образовательных технологий на различных этапах образования в наши дни - это, несомненно, объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Однако педагогам следует помнить, что «продукт» технологии обучения направлен на живых людей, поэтому наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же важен и неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно ориентированного подхода в образовании.

​Елена ЛЕБЕДЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального общего образования КРИПКиПРО, Кемеровская область