Международное исследование PISA: краткая информация
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос: обладают ли учащиеся 15‑летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? Другими словами, целью данного исследования является оценка способности выпускников основной школы (15‑летних учащихся) применять полученные в школе знания и умения в ситуациях личностно и социально значимых, выходящих за пределы чисто учебных. В рамках основного исследования PISA оцениваются грамотность чтения и понимания текстов, математическая и естественно-научная грамотность. Дополнительно в разных циклах оценивались или будут оцениваться следующие аспекты функциональной грамотности - финансовая грамотность, решение проблем, глобальные компетенции, критическое мышление.
Исследование PISA реализуется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development), оно проводится каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году. Россия принимала участие во всех циклах исследования (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 гг.)1.
С 2015 года тестирование и анкетирование учащихся, а также анкетирование администрации образовательных организаций проводятся на компьютерной основе с использованием нового типа интерактивных задач.
В выборку российских учащихся 15‑летнего возраста входят учащиеся основной и средней школы (7‑11‑е классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
В целях выявления связей результатов с образовательной политикой и различными практиками обучения в ходе исследований PISA путем опроса директоров школ и учащихся собирается контекстная информация, описывающая основные характеристики школ и образовательных систем, которые могут оказывать воздействие на достижение тех или иных образовательных результатов.
В исследовании PISA-2015 изучалось несколько групп факторов:
1) ресурсы и учебные практики;
2) образовательная среда школы;
3) управление, оценка, отчетность;
4) отбор и формирование групп учащихся;
5) инвестиции в образование.
Основные результаты исследования PISA-2015
Результаты 2015 года показывают, что в соответствии с международными стандартами PISA в 2015 году сохранились положительные тенденции в результатах российских учащихся 15‑летнего возраста по всем направлениям функциональной грамотности (рис. 1).
В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15‑летнего возраста по математической и читательской грамотности. Результаты российских учащихся по естественно-научной грамотности практически не изменились.
В 2015 году российские учащиеся улучшили свои результаты по финансовой грамотности по сравнению с 2012 годом. Они превысили средний международный уровень. По рейтингу перешли с 10‑го места из 18 стран (ниже среднего международного уровня) на 4‑е место из 15 стран (выше среднего международного уровня). Прирост результатов по финансовой грамотности был выше, чем по математической и читательской грамотности. Повышение результатов по финансовой грамотности российских учащихся достигнуто за счет уменьшения числа учащихся с низким уровнем финансовой грамотности и увеличения числа учащихся с высоким уровнем грамотности.

Особенности проведения исследования PISA в 2018 году
В настоящее время реализуется цикл исследования PISA-2018, в котором участвуют 80 стран. Количество стран-участниц с каждым циклом увеличивается, например, в PISA-2015 принимали участие 72 страны, а в PISA-2012 ‑ 65 стран.
Текущий цикл исследования начался в 2016 году и закончится в 2019-м. Его можно условно разделить на следующие периоды:
- 2016‑2017 годы - разработка и апробация инструментария, выборка образовательных учреждений и учащихся;
- 2018 год - проведение основного тестирования учащихся 15‑летнего возраста (7‑11‑е классы, СПО), сбор контекстной информации;
- 2019 год - анализ результатов, подготовка аналитических отчетов, распространение результатов.
Как и в предыдущих циклах, в 2018 году будет оцениваться читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, появилось новое направление - оценка глобальных компетенций.
Приоритетным направлением будет читательская грамотность.
В исследовании PISA-2018 незначительно изменяется концепция читательской грамотности в соответствии с изменениями в обществе и технологиях чтения.
Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации (охват Интернетом: в 1997 г. - 1,7% населения мира, в 2014 г. - 40,4%).
Концепция читательской грамотности 2018 года основана на концепции 2000 года и включает новые конструкты, с помощью которых оцениваются базовые читательские умения при чтении сложных и множественных текстов: смысловое чтение, определение основной темы, формулирование выводов.
Структура оцениваемых компетенций сохранилась. В нее входят: локализация информации, понимание текста, интеграция и интерпретация текста, а также осмысление и оценка содержания и формы текста. Изменился спектр оцениваемых умений. В частности, блок умений на осмысление и оценку информации текста дополнен заданиями, направленными на оценивание качества и надежности текста, обнаружение и устранение противоречий, то есть сформированности умений критической оценки информации.
Сформулированы новые критерии отбора материалов для чтения (для таких параметров, как формат, вид, тип и объем текста). Дополнительно к сценариям с печатными текстами появились сценарии с электронными текстами. Сделаны акценты на чтении множественных текстов: интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников.
Расширилась тематика текстов. Оценивается способность учащихся ориентироваться в современном взаимосвязанном мире и справляться с новыми появившимися требованиями. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.
Усложнилась форма представления заданий. При выполнении заданий теста PISA необходимо понять цель заданного действия, уметь ориентироваться в структуре задания и способах формулировки ответа на него.
Для решения проблем, описанных в заданиях, требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений. Ученику часто необходимо продемонстрировать способность находить точки соприкосновения в текстах разного типа и формата, в которых поднимается одна проблема, соотнести информацию из разных текстов с внетекстовыми знаниями и сделать собственный вывод, критически оценив информацию.
Анализ результатов выполнения заданий теста PISA российскими учащимися, проведенный Г.А.Цукерман, позволил выявить традиционно самые трудные задания для наших учащихся2.
Умение найти и извлечь информацию из текста:
    Между текстом вопроса и ответом нет взаимно однозначного лексического соответствия. Ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса.
    Фрагмент или фрагменты текста, содержащие ответ на вопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой.
    Вопрос требует чтения графической информации.
Интегрировать и интерпретировать сообщения текста:
    Ответить на вопрос, имеющий несколько правильных ответов.
    Найти сходство в противоположных точках зрения.
    Различить общепринятую и оригинальную, авторскую, трактовку события.
Осмыслить и оценить сообщения текста:
    Задание предполагает использование внетекстового знания читателя в ситуации, допускающей разные взаимоисключающие точки зрения читателя (мотивированное согласие или несогласие).
Таким образом, ключевыми направлениями в работе учащихся по совершенствованию читательской грамотности являются:
    чтение и понимание различных текстов, включая и учебные;
    работа с информацией, представленной в различной форме;
    использование полученной в тексте информации для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Наиболее эффективной будет работа по совершенствованию читательской грамотности учащихся при использовании заданий, в которых:
    Информация противоречива, требует критической оценки.
    Читатель должен сам строить гипотезы на основе специальных знаний, излагаемых в тексте.
    Читателю приходится работать с точками зрения, которые не согласуются с его житейскими представлениями и здравым смыслом.
    Информация, необходимая для решения задачи, не лежит на поверхности.
    Элементы информации сообщаются не в нужном порядке.
    Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт…

Новое направление в исследовании PISA-2018
Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Сформированность глобальных компетенций будет оцениваться по результатам выполнения заданий теста и ответов на вопросы анкеты.
Приведем некоторые примеры возможных вопросов, на которые учащиеся должны будут давать ответы.
Возьмем область критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия. Возможные вопросы: «Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем? Опишите одно позитивное и одно негативное последствие данного действия. Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных последствий? Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы?» И др.
Приведем примеры возможных вопросов в заданиях, оценивающих осознание влияния различий (культурных, религиозных, политических или иных) на восприятие, суждения и взгляды людей: «Помогают ли приведенные факты объяснить…? Приведите одну социальную и одну финансовую причину, объясняющую, почему… Могли бы меры (ранее описаны) побудить изменить свои действия или планы? Объясняют ли причины (приведены) решение сделать…? Могут ли ответы на вопросы, приведенные ниже, помочь проверить утверждение? Какую еще информацию нужно рассмотреть, прежде чем согласиться с…?»

Важность участия России в международном исследовании PISA
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для определения образовательной политики страны.
Результаты исследования PISA позволяют определить, изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе, а также в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ.
В исследовании также анализируется, насколько равные возможности предоставляет школа своим учащимся в получении образования и какие результаты, то есть какое качество, при этом обеспечиваются. Еще одним ракурсом исследования является эффективность образовательных систем стран-участниц.
Ни одно исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Как было показано в публикациях стран, которые дополнительно провели лонгитюдные исследования на выборке исследования PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности 15‑летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.

Для справки

Международные исследования в России проводятся специалистами ведущих научно-исследовательских организаций страны при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работы ведутся за счет бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы развития образования в России. Координируют работы по международным исследованиям ФГНУ «Федеральный институт оценки качества образования»3, Национальный центр исследования PISA в России - Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования4.

​Галина КОВАЛЕВА, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; Елена ДАВЫДОВА, младший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; Галина СИДОРОВА, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО