Чем, собственно говоря, полезно и чему учит ведение читательского дневника? Вне всякого сомнения - дисциплинированности, умению излагать свои мысли письменно (а это особенно важно в наше «компьютерное» время) и формированию навыка анализа произведения. А уж сверхзадача у такого дела, я считаю, - воспитание читательской культуры.
Почему я вообще стала говорить на эту тему? Да потому, что чтение на английском или любом другом иностранном языке ничуть не отличается от чтения на родном языке. И ведение читательского дневника как дополнение к домашнему чтению (будь то для повседневные занятия или чтение на лето) пойдет детям только на пользу. Выделить и выразить главную мысль двумя-тремя предложениями, попутно делая выводы о смысле произведения, осознать, кто главный герой, а кто второстепенный, - все это в нужную минуту поможет ученику вспомнить, о чем он читал, ведь ему для этого достаточно лишь открыть тетрадь и просмотреть свои заметки. Да и в конце концов дети учатся замечать и запоминать автора и название произведения, что существенно повышает уровень их образованности.
Этим летом я задала своим ученикам (младшим школьникам) вести читательские дневники, опасаясь, что они могут негативно отнестись к этой затее. И зря! Они получили на лето лишь по одному произведению - и с задачей справились, и удовольствие получили.
Я предлагаю следующую форму заполнения дневника: «Date», «Pages» (если книга длинная и записи делаются не за один раз), «Main characters», «What is the book about?», «Comment». Последняя колонка особенно важна, ведь именно в ней раскрываются интересы ребенка, его внутренний мир и мысли.
Главная задача - научить детей мыслить, замечать свои мысли и вовремя фиксировать их на английском языке. Да, и - что немаловажно - иметь свое мнение, пусть даже о прочитанной книге или каком-то событии. Все это, к слову, сильно развивает навыки не только письменной, но и устной речи.

Анастасия БЫРКА, журналист, преподаватель английского и немецкого языков, Воронеж