Сейчас почти не осталось директоров, не получивших образование в области менеджмента. Нас научили системному управлению, планированию, тактике принятия управленческих решений и созданию организационной культуры. Только в реальности очень трудно следовать всем этим правилам, особенно в ситуации постоянных экстренных поручений, на которые приходится реагировать по формуле «нужно было вчера». Трудно не скатиться в режим функционирования и сохранить в учреждении режим развития, который подразумевает личностный рост всех участников образовательного процесса и совершенствование форм их взаимодействия.
Что же тогда действительно держит моих сотрудников и позволяет нам двигаться вперед, судя по достижениям наших учеников и учителей? Думаю, нашу управленческую стратегию можно определить как рефлексивную и смыслообразующую. Педагоги гимназии действительно работают «на смысл». И чтобы не терять эту очень важную, вероятно, даже центральную составляющую нашей профессиональной деятельности, им приходится периодически обращаться к рефлексии. А значит, нашему кораблю нужно видеть не только ближайшие конкретные цели, но и перспективу, где находится счастье. Счастье не от удовлетворения жизненных потребностей, а от самореализации и осознания собственного вклада в развитие культуры и улучшение жизни.
Закончилась только первая четверть, а уже так много всего состоялось! Впереди - поиск дополнительных ресурсов вокруг, сотрудничество с различными вузами и культурными учреждениями, как предписывает разработанная коллективом программа развития. И в основе нашей управленческой стратегии - высокий уровень взаимоотношений по всем направлениям, где приняты доверительность и искренность, поддержка и понимание.
Не могу в этой связи не сказать о контрасте такого подхода и тенденций в управлении со стороны государства. Складывается впечатление, что преобладающей стратегией становится стратегия запугивания. Безусловно, она очень эффективна. И помогают ее реализовать, как ни странно, родители. Жалуются на все: на сборы денег или отсутствие учителей по тем или иным предметам, на то, что пишут дети в социальных сетях... Большинство жалоб оказываются необоснованными, но директоров все равно обвиняют в том, что они недостаточно работают с общественностью. А как с такими родителями работать, если их в школу не дозовешься? Вот было бы здорово, если бы за необоснованные жалобы штрафовали!

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область