«Учитель должен быть подвижником» - слышали мы и раньше, но теперь эта мудрость, особенно если ее изрекает управленец, - звучит кощунственно, издевательски.

В 60-е годы в нашу школу приехала заведующая облоно Чубановская Анна Михайловна. Приехала не с проверкой, а посмотреть, как живут, как работают. Похвалила хороший, дружный коллектив и строго пожурила за большие перегрузки.

«5 часов вечера, а вы все еще в школе! Учителю нельзя выгорать - во-первых. Во-вторых, у вас свои семьи, вы нужны не только чужим детям, но и своим. Марш по домам!»

Нынешний начальник областного управления образования Фуксон Лазарь Моисеевич искренне считает, что только по своей лености и нерадивости учителя имеют материальные проблемы. По его мнению, выход из острой ситуации для учителя прост: вести кружки, факультативы, заниматься репетиторством - денежек прибавится. Но вот беда: наши учителя ведут и кружки, и факультативы, и поют с учениками, и танцуют - выматываются на «нет» - и все же едва сводят концы с концами.

Значит, труд учителя не так значителен. Учителя говорят о том, что дальше так жить невозможно. Что делать? Бастовать? Стыдно, неудобно - ведь мы учителя! А может быть, нас потому и обманывают, потому и держат «в черном теле», что мы молчим, терпим, чего-то ждем и надеемся?! Не так давно, из постоянных задержек отпускных и зарплаты мы «культурно» и довольно долго безуспешно выражали свой протест: просили, напоминали, писали письма, требования... Потом наконец-то дозрели. ...Заявили о забастовке. Вот тогда (в самый День учителя) в школу приехал сам губернатор господин Горбенко в сопровождении таких «добрых» молодцев, что мы поняли: праздника не будет. И верно. Губернатор стучал кулаком по столу и богатырским басом стыдил учителей Правдинской школы за неинтеллигентность, неумение понимать ситуацию в стране и регионе...

Сколько лет прошло! Выбрали мы другого губернатора, хорошего, который умеет разговаривать с людьми, много положительного сделал в области, имеющей немало серьезных приграничных проблем. И зарплата учителям (правда, частями, но мы уже привыкли к «дробям») выдается, даже небольшую региональную надбавку получаем... Но не спасает это учителей от нужды, которая прочно поселилась в их семьях. Мы устали.

Каждый день обрушивает на нас все новые и новые удары уж очень радеющего за народ правительства. Все чаще люди произносят старую поговорку: «Сытый голодного не разумеет» и добавляют пожелание: чиновникам установить такую же зарплату. Ан нет! Недавно читаем в нашей районной газете, что чиновница от образования, ссылаясь на трудности в местном бюджете, предложила снять доплаты учителям за категории... Какова забота?! К счастью, совет депутатов не поддержал ее, учитывая, что зарплата у учителей не слишком высокая. (Мол, высокая, но не слишком).

Гляжу я сейчас на молодых педагогов, грустные они, неулыбчивые. И вспоминаю свое начало в школе. Мы чаще смеялись, быстро «загорались» на чье-то предложение поехать в театр или на экскурсию, быстро брались за какое-нибудь новое дело с учениками. У нынешних молодых учителей намного больше житейских проблем, часто неразрешимых. Заболел ребенок - нужны деньги на лекарства и витамины. Необходимо купить детям одежду - опять вопрос. Требуется ремонт в доме - беда. В учительской тихо беседуют подруги, одна убеждает другую взять ссуду, чтобы выйти из тупика. «А чем отдавать? Господи, как я устала от всего этого»...

Ну почему мы так живем? Разве выгодно государству иметь униженного, жалкого, издерганного бытом и нуждой учителя?

Нина КОЗЛОВСКАЯ, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы

с 46-летним стажем, Правдинск, Калининградская область