​Наталья И., 14 лет, Новосибирск:
Друзей хватает


В начальной школе мы учились по системе Занкова. Никто не спрашивал, конечно, хотим мы или нет, просто сказали, что так обстоят дела. Не знаю, то ли система виновата, то ли учителю я не нравилась, но училась я плохо. К тому же у меня не слишком крепкое здоровье, а заданий было столько, что отдыхать всей семье было некогда. Ну и сама школа мне не нравилась. Все время какие-то разборки, шуточки глупые. Единственное, что мне хотелось изучать, - иностранный язык, мне очень хотелось говорить на немецком. Но в 5‑м классе я поняла, что немецкий - это второй язык, то есть последний, хотя мы и первого-то - английского - не знаем. Преподавал у нас молодой педагог, который путался во временах и не мог ответить на вопрос, если он не написан на бумажке.
Нашли школу в Интернете, учебники купили, программы взяли на сайте школы. Немецкий, кроме прочего, подтягиваю с репетитором - носителем языка. Надеюсь поступить в германский вуз. Там, кстати говоря, абсолютно не нужны все эти бессмысленные ЕГЭ - просто ступенчатый тестовый экзамен на немецком, показывающий мои знания в других областях. Когда никто не гонит, не требует лишнего, не жужжит над ухом, все получается прекрасно. Учиться нескучно, у меня много друзей и в музыкальной школе, и в секции, и в Интернете.

Анна ЗАЙНУЛЛИНА, ученица 10‑го класса, слушательница курсов школы дополнительного образования «Президент­ская школа», Москва:
Это не райская жизнь и сплошные развлечения


Как правило, само понятие «экстернат» собирает вокруг себя много вопросов и недопонимания. Некоторые просто отказываются воспринимать такую форму обучения всерьез. Но, думаю, нерационально отвергать экстернат, тем более что он становится в последнее время все более популярным.
Огромное преимущество такой формы обучения состоит в том, что ту программу, которую одни проходят за два года, можно осилить за год, обратив внимание на те темы, которые наиболее важны. Это касается не только школьников, но и тех, кто обучается в вузе. По сути, выбирая экстернат, человек фактически отправляется в свободное плавание, которое под силу преодолеть только самым организованным, самостоятельным, дисциплинированным и целеустремленным. К сожалению, как раз в этом, по мнению родителей и многих преподавателей, состоит главная проблема. Ведь далеко не каждый имеет силу воли выучить правило, сделать домашнюю работу или написать курсовую, а также получить качественные знания без контроля и помощи преподавателя. По статистике, менее 10‑15% выпускников оканчивают школу в форме экстерната. Правда, переходят на экстернат уже в старших классах.
Вообще я считаю, что в этом вопросе все зависит непосредственно от самого обучающегося, его личных качеств, возможностей, а также жизненных обстоятельств. Однако могу сказать точно, что экстернат - совсем не райская жизнь и сплошные развлечения. Это каждый день еще более интенсивной работы, чем в школе или университете. Так что если вы троечник, который валяет дурака и не хочет с понедельника по пятницу сидеть на уроках или посещать лекции, то данная форма обучения явно не для вас.
Хотела бы я перейти в экстернат? Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Наверное, в 11‑м классе это было бы неплохо: я достаточно дисциплинированный и организованный человек. Думаю, что смогла бы обучаться по этой системе. По крайней мере, можно серьезно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и внутреннему экзамену в вуз. Планы у меня наполеоновские. Подготовка требуется серьезная. Мне нужно очень достойно сдать ЕГЭ. В общем, есть над чем подумать. Экстернат? Возможно...

Данил СОМОВ, ученик 8‑го класса, Воронеж:
Должен быть выбор


Мне не нравится ходить в школу, еще с 5‑го класса не нравится. Я тогда перешел в другую школу, ее построили рядом с домом, и родители меня перевели из старой в новую. Я этого не хотел, потому что в старой школе остались два моих друга. Когда перешел в новую школу и познакомился с ребятами, они меня встретили не очень хорошо. У нас математический класс, и классная тоже учитель математики. Все мальчики увлекаются алгеброй, геометрией и физикой. В 5‑м классе физики еще не было, но, когда появилась, все ее полюбили, кроме меня. Мне вообще ничего из этого набора не нравится, ну если только информатика, ее у нас тоже изучают. Мне интересны история, обществознание, география. А алгебра неинтересна. Ну и началось: как у нас математика, так я не хочу идти в школу. У меня даже температура поднимается, так мне плохо! А мама говорит, что идти надо обязательно и что я лентяй. Что, если бы я захотел, у меня по алгебре была бы четверка, а не тройка.
Так продолжалось год или два, я не помню. Потом сложилась угрожающая ситуация, это так наша классная говорит: «Сомов, у тебя угрожающая ситуация по алгебре». Классная стала вызывать в школу отца, а он занят, у него много работы, он злился и ругался с ними со всеми, даже с директором. Хотели меня в другую школу опять переводить, хотя бы и в старую, в первую мою. Но тут я уже не захотел, потому что со своими детскими друзьями я дружить перестал, значит, надо было снова со всеми знакомиться - это выше моих сил! Вот тогда мы всей семьей решили, что мне лучше учиться дома. Папа согласился почти сразу, а мама долго не соглашалась, потому что заниматься со мной пришлось бы ей. Потом нас еще классная долго не отпускала, говорила, что на домашнем обучении только дети-инвалиды, а я не инвалид. Но что очень к этому стремлюсь из-за своей лени.
А я не считаю себя ленивым. Я фотографировать люблю. Снимаю не только на телефон, но и фотоаппаратом, потом кадры обрабатываю на компьютере, и у меня получается. Я люблю порассуждать, историю люблю, правда, даты учить не люблю, но подумать над сложными вопросами мне нравится. Я вообще считаю, что школа у человека должна быть по выбору. Не нужна мне, например, алгебра, значит, я должен ходить в такую школу, где ее не учат. Я сейчас учусь дома, ко мне приходит учитель математики из школы, но другая, не моя классная. Она отказалась, то есть когда она в первый раз пришла, у меня опять температура поднялась, и мама попросила ее уйти. А вторая приходит - все нормально с температурой. Еще ко мне ходит репетитор, родители наняли. С ней тоже все в порядке, учусь, надеюсь сдать алгебру в конце года. Я и контрольные дома делаю, стараюсь.
Я думаю, что человека не надо насильно заставлять ходить в школу, если он не хочет. Пусть учится дома, так будет лучше всем, и его никто не будет обзывать, и ему не будет обидно.

Даниил ПЕТРОВ, ученик 11‑го класса, Кондопога, Карелия:
Дома учиться не буду


Не-не-не, экстернат, то есть обучение без посещения уроков и школы, мне точно не подойдет! По себе знаю, что буду лениться и, следовательно, не буду учиться.

Сергей К., 15 лет, Томск:
Проблема в людях


Я учился в гимназии с углубленным изучением некоторых предметов, которая в городе считается престижной. На экстернат перевелся в прошлом году, не могу сказать, что директор сильно обрадовался. То ли морока лишняя, то ли учеником я был хорошим. Но времени не хватало категорически - куча бессмысленных уроков, а у меня еще подработка, которая и станет моей работой: я сочиняю компьютерные игры, пишу для них программы. Зачем мне перечитывать «Дубровского», разбирать по пунктам, что хотел сказать Пушкин? Какое-то бесконечное словословие. Что хотел - то сказал. Или интернет-проекты, которые нужно изображать по всем предметам. Скачал текст и фото из Интернета, вставил в презентацию, прочитал с выражением… И вот на это я должен тратить свою жизнь? А ее придется тратить, потому что в 10‑11‑м классе все, что делают мои друзья, - готовятся к ЕГЭ. Оно мне надо? Теперь у меня беготня только два раза в год: каждые полгода я должен сдать экзамен по предмету. Теоретически я вообще имею право на консультации, а оценок у меня должно быть по крайней мере три. Но наши же учителя самые занятые в мире, назначат - не придут да еще и не позвонят, не предупредят: перед пацаном отчитываться, что ли? Поэтому я выбрал такой вариант - сдаю сразу несколько тем и экзамен. С некоторыми педагогами удалось договориться, что работы на оценки делаю письменно, это еще проще. Времени у меня больше, организовывать себя умею, так что со школьной программой проблем нет. Проблемы, как всегда, в людях.

Эдуард ХРАМЦОВ, 15 лет, Нижний Новгород:
Исчезла пытка двойками и замечаниями


Родители перевели нас с братом на домашнее обучение два года назад. В нашей школе это был первый случай, потом появилось еще двое «домашников», сейчас, я знаю, думают перейти еще трое. На маму, я знаю, оказывали давление, но она выдержала и настояла на переводе. Причина была в том, что мы серьезно занимались плаванием (и до сих пор занимаемся), а далеко не все учителя относились к этому с пониманием. Вначале были проблемы с организацией обучения. Если мы были дома одни, то не знали, за что браться, что читать, где смотреть непонятный материал. Отвлекались на все, что только возможно представить. Просто балбесничали, если честно сказать. Мама, видя нашу неспособность к самоорганизации, пыталась заниматься с нами вечерами, но мы так уставали, что не могли ничего воспринимать. Папа объяснял нам математику и физику по выходным (все выходные мы сидели за столом, что было невыносимо - уставали и он, и мы). Мы же привыкли, что в школе нам все назначают: от сих до сих, письменно или устно. Определить цели и задачи изучения мы сами были неспособны в то время. Родители паниковали. Но недолго. Они стали советоваться с теми, кто уже не первый год на заочном обучении, и с помощью опытных «заочников» нашли хорошие сайты-тренажеры, где можно было тренироваться по любому предмету как с педагогом, так и без него. Нам это очень понравилось, и постепенно мы выработали свою систему. Географию, историю, биологию осваивали так: смотрели вечерами интересные документальные фильмы, читали книги, рисовали схемы. А днем изучали соответствующие главы в учебнике и отвечали на вопросы на тренажере. Русский, математику и физику нам объясняли родители, а днем мы делали задания на сайте или в тетради. Для английского же пришлось нанять репетитора, и он два раза в неделю (чаще по скайпу, но иногда и лично) занимался с нами. Результаты не заставили себя ждать.
Конечно, не сразу, но постепенно мы научились выстраивать свой день, почувствовали ответственность. Когда дело доходило до экзаменов, уже хорошо понимали, к чему готовы, а к чему нужно еще подготовиться. Школа такого понимания не давала. И ответственности не учила.
Какие плюсы у заочного обучения? Их много. Не надо вставать в 6 утра и сидеть в школе полдня. Спать можно до 10 часов (если нет утренней тренировки), а заниматься - сидя, лежа, с яблоком во рту. Более того, заниматься можно не только дома, но и в гостях, и в машине, и, если вам вдруг внезапно нужно уехать посреди учебного года, в поезде и аэропорту. Заочное обучение позволяет выстроить индивидуальные план и темп освоения темы. Время планируешь сам и занимаешься столько, сколько нужно. Можно учиться не по всем предметам сразу, а несколько недель сосредотачиваться на одном-двух. Затем сдаешь экзамен или зачет и переключаешься на следующий. Можно сдать все экзамены за полгода и отдыхать, а можно вообще за год пройти два класса.
Еще момент. Самостоятельно учиться интереснее. Бывает, что материал захватывает и хочется узнать больше. Большой плюс - отсутствие ежедневных оценок. Исчезла постоянная пытка замечаниями и двойками, от которых в школе сложно избавиться. Нет ежедневной домашней работы, которую нужно сделать вот в таком объеме, непременно сегодня вечером и непременно по шаблону. И не нужно делать многих бессмысленных вещей: носить сменку, школьную форму и каждый день следить, чтобы были отглажены брюки, начищены ботинки. И с родителями отношения стали гораздо лучше, потому что они теперь говорят не об отметках, а стараются нам рассказать что-то интересное, касающееся изучаемой темы. Мама ищет дополнительный материал, папа всегда находит интересное видео, которое мы смотрим вместе и вместе обсуждаем. Наши вечера теперь проходят вместе, а не по отдельности, как раньше: мама на кухне, папа с головой в своем компе, а мы в своих гаджетах. Даже если мы куда-то вместе едем, мы стараемся обменяться новыми сведениями, которые находим сами.
Да, еще важно сказать об общении со сверстниками. Нам его вполне хватает в бассейне и во дворе. Остались несколько школьных приятелей, с которыми поддерживаем отношения хоть нечасто, но регулярно. Конечно, если б мы только сидели дома, то дефицит общения ощущался бы остро. Но у нас его нет.

Настя М. ученица 10‑го класса, Москва:
Стала забывать о плохом


В этом году я учусь в школе. Ежедневно встаю по утрам и иду, как все нормальные сверстники, в класс. А три года до этого я училась дома, ходила в школу изредка, лишь на зачеты. Родители меня перевели на семейное обучение, после того как у меня случился в школе очень неприятный инцидент. Часть одноклассников почему-то травили меня, это продолжалось довольно долго, в результате чего я была доведена до нервного срыва. Сама директор посоветовала моим родителям поучиться дома, без стрессов. Она сказала: «Вот когда все плохое и тяжелое забудется, ваша дочь сама захочет в школу». Когда она это говорила, я не верила, что захочу. Само слово «школа» для меня было синонимом «пыточной камеры». Вот музыкальную школу я всегда посещала с удовольствием - там не было неприятных встреч, а общение с педагогами и учащимися было исключительно позитивным. И мне его поначалу хватало. Но когда я музыкалку окончила, ощутила большой дефицит общения - мне не хватало сверстников. А вначале, как только меня перевели, мне очень нравилось учиться дома. Нравилось, что со мной занимается любимая бабушка, а проверяют знания добрые и тактичные учителя. Я все понимала, мне было нетрудно осваивать программу. Когда встречались затруднения, бабушка созванивалась с педагогами, и они ее очень хорошо и подробно консультировали. Вообще должна сказать, что все они очень бережно ко мне относились, потому что знали мою историю. Спасибо им. Благодаря тому что меня окружали добрые и заботливые взрослые, я стала забывать о плохом и через год совершенно успокоилась. Даже смогла поехать летом в лагерь без всякого страха. Опасения были у родителей, но все прошло нормально. А еще через год я сама стала просить, чтобы меня вернули в школу. Мне хотелось быть нормальной, учиться, как все. Нынешним летом я не могла дождаться сентября, так мне хотелось в школу. Вероятно, я повзрослела и теперь по-другому смотрю на давние события своей жизни, где-то даже с юмором. Так что считаю, что, если нет особых каких-то причин, переходить на домашнее обучение не стоит.

Ирина ЗИМЕНКОВА, ученица 11‑го класса, Малоярославец, Калужская область:
Школа - источник радости


Я бы, наверное, перешла на экстернат, все равно приходится по основным предметам заниматься с репетитором. Но к школе я привыкла, у нас много внешкольных мероприятий, сейчас, к примеру, готовим новогодний спектакль, и хотя сейчас главное - подготовиться к экзаменационному сочинению, стараюсь находить время и на репетиции. Класс у нас дружный, и классный руководитель замечательный, для меня школа - источник положительных эмоций. Я уже сейчас думаю, что через полгода ведь придется расставаться, и поэтому наслаждаюсь каждым школьным днем. Закончится школа - придется прощаться с детством, а для меня это лучшая пора. Думаю, все зависит от школьного коллектива, от классного руководителя, мне с этим повезло. Конечно, если тебя в классе травят, тогда переход на экстернат - самый лучший выход.

Нина КАПАНАДЗЕ, ученица 9‑го класса ладвинской школы №4, Карелия:
Это не для меня


Я знаю, что экстернат - это определенная форма аттестации, суть которой заключается в самостоятельном получении знаний, но с промежуточной и итоговой государственной аттестацией. Отношусь к ней не совсем положительно, поскольку считаю, что это достаточно сложно. В школе нам, скажем так, на готово все сделано, да и не отвертишься - уроки проверят, домашнее задание дадут, дополнительно, если нужно, материал объяснят.
Думаю, такая форма обучения, как экстернат, не для меня. Я достаточно ленивый человек, и это было бы крайне сложно. Наверное, на что-то подобное я бы согласилась, если бы срочно нужно было получить образование или же получить сразу несколько.

Марина ПЛОТНИКОВА, ученица 11‑го «Б» класса школы №38, Петрозаводск:
Появляется свободное время


Насколько я помню, экстерном могут учиться дети, которые успешны в своей учебе, или те, кто не успевает посещать школу из-за спортивных мероприятий или по каким-то иным причинам. Мне нравится такая форма образования. В ней, на мой взгляд, много плюсов: ты сам можешь выбирать, когда тебе проходит какой-то материал, появляется больше свободного времени и возможность досрочно окончить школьный курс. Я была бы не против учиться экстерном, понимая, что вся ответственность за обучение лежит только на мне. Но я полагаю, что изучать весь материал школьной программы одной, наверное, для меня было бы сложновато.

Ярослав Б., ученик 10‑го класса, Московская область:
На уроках я сплю


Честно скажу, я теряю время в школе. Учителя редко когда что-то рассказывают. В основном мы работаем по учебнику или пишем конспекты. А если учесть, что я сова и с трудом просыпаюсь в семь утра, то время, проведенное в школе, явно пропадает впустую. Я просто сплю на первых трех уроках. Кроме того, мы еще и по субботам учимся, получается, воскресенье - единственный день, когда можно отдохнуть и выспаться. Я бы с удовольствием перешел на экстернат, но мама против, думаю, она права, мне самому сложно будет заставить себя регулярно заниматься. Наверное, если бы ко мне ежедневно приходили репетиторы, это был бы замечательный выход, но по финансам моей маме это не под силу, так что приходится ходить ежедневно в школу.

Иван М., ученик 10‑го класса, Тверь:
Ошибся с профилем


Отношения с одноклассниками у меня сразу, с первого сентября, не заладились. Класс получился сборный, мои друзья все ушли в колледжи и техникумы, и я почувствовал себя в изоляции, да и уроки у нас ведутся на слабом уровне. Насчет экстерната пока не думал, хочу перевестись в другую школу, во-первых, я понял, что с профилем ошибся, нужно было идти в математический класс, а я пошел в гуманитарный, побоялся, что не вытяну математику, а оказалось, 8 часов литературы в неделю не для меня. Кроме того, у нас большинство девчонок, с ними скучно, трещат без конца о своем. Так что в классе я чувствую себя как на необитаемом острове. Сижу на последней парте и переписываюсь с прежними друзьями в ВКонтакте, завидую им, жалею, что не ушел в техникум. Экстернат, конечно, шанс для меня, буду сидеть дома читать учебники, родители собираются пригласить репетитора по математике и английскому, а главное - буду учиться в удобное для меня время и не терять по 6‑8 часов в школе.