Я живу совсем недалеко от площади Красных Ворот, в Боярском переулке, и вот однажды я отправился в путь...
Итак, из статьи я узнал, что улица Новая Басманная в Бауманском районе Москвы расположена возле метро «Красные Ворота», заканчивается она около метро «Бауманская». Я пошел от своего дома к Садовому кольцу, перешел дорогу и добрался до площади, где стоит памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
В 1965 году скульптор И.Д.Бродский воздвиг памятник поэту.
Памятник Лермонтову считается одним из самых романтичных памятников Москвы. Скульптор удивительно точно сумел выразить в пластическом образе суть личности и характер творчества одного из величайших русских поэтов. Скульптура словно насыщена внутренней энергией. Стройная фигура напряжена. Поэт, будто задумавшись, стоит на одной из вершин Кавказских гор, а ветер развевает воротник и полы шинели.
Очень выразителен портрет - задумчивое юношеское лицо с устремленным в себя печальным взглядом.
Место для памятника выбрано не случайно. Лермонтов родился в доме генерал-майора Ф.Н.Толя, стоявшем на месте нынешнего высотного здания у Красных Ворот, который снимала бабушка поэта Е.А.Арсеньева.
Памятник установлен на площади, при входе в небольшой сквер.
Бронзовая статуя высотой около 5 метров на 4-метровом цилиндрическом постаменте находится в центре прямоугольной гранитной площадки.
Помимо статуи поэта в скульптурную композицию гармонично включены скамья и решетка с барельефами, иллюстрирующая образы романтических произведений поэта - «Мцыри», «Демон», «Парус». У входа на площадку - стела с цитатой из поэмы «Сашка»:
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
Посмотрев на памятник, я двинулся дальше и пошел по улице Новая Басманная, которая возникла не ранее 1640-х годов. Названа в XVIII веке по Басманной слободе. В XVII веке называлась Капитанская слобода, так как здесь жили иноземные офицеры организованных Петром I солдатских полков. Петр I ездил в Преображенское именно по Новой, а не по старой царской дороге, что шла по Покровке и Старой Басманной. Я понял, что Капитанова слобода, названная так в статье, называлась на самом деле Капитанская слобода, располагалась она на территории современной улицы Новая Басманная.
На улице я приметил красивый храм, оказалось, что это тот самый храм Петра и Павла в Капитанской слободе, который я искал.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице была основана в конце XVII века за Земляным городом, за Мясницкими воротами в Басманной Капитанской слободе. По одной из версий, названия Басманной слободы и Басманной улицы произошли от тюркского слова «басма». Басма представляла собой послание с выдавленной ханской печатью (ярлыком), обязывающее население русского удельного княжества собирать и платить установленную ханом дань. Так вот, по сведениям известного москвоведа И.П.Кислякова, деревянная церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 году по прошению стольника подполковника И.Ф.Башева. По-видимому, он принадлежал к стрельцам, принявшим сторону молодого царя. Это подтверждается и тем фактом, что Башев не сгинул в годы развернувшегося вскоре «стрелецкого розыска». В 1695 году деревянная церковь значилась новопостроенной и была освящена. В 1705 году были начаты работы по постройке каменного храма. О дальнейшей судьбе совсем еще новой деревянной церкви ничего не известно. Вероятно, она функционировала во время строительства каменного храма, в ней проводились службы. Как сообщается в справочниках, каменная церковь Петра и Павла строилась по указу Петра I на пожалованные им 2 тысячи рублей. Действительно, документы подтверждают, что строительство велось «по данному собственной Его Величества руки рисунку» или «по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского». В 1719 году здание церкви было достроено. Храм был двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался погост, обнесенный оградой.
В 30-е годы ХХ века церковный погост был разорен. Каменные надгробия пошли на реконструкцию Новой Басманной улицы. Гранитные камни были распилены на бордюры, но один такой камень прямо напротив входа в храм чудесным образом или по халатности рабочих был вкопан в полотно дороги текстом вверх. Впоследствии его назвали Натальиным камнем или Настасьиным камнем.
Что же было высечено на этом камне?
Восстановленная эпитафия как отдельное стихотворение приводится в статье «Натальин камень в Капитановой слободе».

Несчастная, взываю
к небесам...
Мир праху твоему,
Супруг, отнятый морем.
И я Христа молю: будь там!
Вселись в ковчег его,
объятый горем.
В сей трудный час спаси
и помоги
Ты мужу-другу в ледяной
пустыне.
Мой милый, сердце стынет,
Когда день гибели твоей
Настанет вновь и календарь
Ужасную напомнит датy... Но
Я с тобой прибуду и за гробом.

«Так прочитал эту надпись не признанный никем поэт, земляк и тезка Лермонтова, похоронный агент Литфонда СССР Михаил Копытин», - прочитал я в статье Николая Черкашина. Но это лишь художественный вымысел автора.
Андрей Истомин, капитан-лейтенант, муж Натальи, погиб, но не похоронен в церковной земле. У храма Петра и Павла была только лишь его символическая могила.
Безутешная вдова привезла камень из Норвегии с места, где погиб ее муж Андрей Истомин, и поставила у храма Петра и Павла в память о погибшем возлюбленном. Такова версия автора статьи.
Кстати, в статье говорится, что Лермонтов просил руки Натальи в 1840 году (за год до своей смерти). Я спросил у учительницы литературы, и она сказала, что М.Ю.Лермонтов просил руки Натальи, но это была Наталья Соломоновна Мартынова, девушка 21 года (по книге Герштейна «Лермонтов и семейство Мартыновых» - 1948 год).
Осталось решить: Натальин камень - вымысел или реальность?
История, описанная Николаем Черкашиным в статье «Натальин камень в Капитановой слободе», а собственно с нее и началась моя работа, - отчасти красивая легенда.
Текст на бордюрном камне составляет не более 25% от полной версии, набитой на целом камне. При этом о некоторых словах можно судить по обрывкам в две-три буквы, а отсутствующая часть текста откровенно придумана поэтом Михаилом Копытиным. В финале стихотворения добавлена одна лишняя строчка.
К сожалению, автор статьи выдвигает много предположений в своем повествовании, а затем, опираясь на предположения, делает однозначные заключения и выводы. Поэтому я не могу, например, однозначно утверждать, что на надгробном камне увековечено имя именно морского офицера Андрея Истомина.
Обнаруженная мною «Баллада о бордюрном камне» Виктора Вершинского в точности повторяет содержание статьи Н.Черкашина. Написанные от всего сердца стихи не внесли ясности в мои изыскания. К сожалению, на письмо в Интернете с вопросами «Откуда автор узнал о Натальином камне?», «Что известно о судьбе камня?» автор В.Вершинский не ответил.
Автор статьи сделал выводы, основываясь на легенде, будто Лермонтов незадолго до своей смерти просил руки некоей москвички, которая предпочла поэту морского офицера. Спустя год после гибели Лермонтова на дуэли, погиб в море и счастливый избранник московской красавицы Натальи. Основываясь на этих данных, автор разыскал в архивах материалы о гибели корабля «Ингерманланд».
В действительности же я выяснил, что М.Ю.Лермонтов просил руки Натальи, но это была Наталья Соломоновна Мартынова, и дело происходило не в Москве, а в Пятигорске.
Самое удивительное то, что в 30-х годах ХХ века, вкапывая гранит с погоста в дорожные обочины, вандалы сохранили для будущих поколений, сами того не осознавая, разгадки сюжетов, подобных Натальиному камню. А легенда пусть живет, как все красивое! Пусть наполняет наши сердца неоднозначными, но все же чистыми чувствами!
Совсем недавно в книге Н.Домашневой я прочел, что камень называют еще и Настасьиным, но это совсем другая история. Василий Перовский, житель Басманного района, раненный в 1812 году в ногу, был взят в плен французами. Перед самой Отечественной войной он был помолвлен. Его невеста Анастасия, узнав о пленении возлюбленного, поступила в партизанский отряд Фигнера в надежде освободить жениха. Отряд попал в засаду, а девушка погибла. Перовского освободил его отец Алексей Кириллович Разумовский через посредничество французского министра Талейрана. Василий Алексеевич поставил памятник погибшей невесте в ограде своего приходского храма Петра и Павла на Новой Басманной улице. (По книге Н.А.Домашневой «Священная к Отечеству любовь».)
Придя к заветному камню, я был поражен. На месте Натальиного камня красовался очень похожий, но другой камень без каких-либо надписей, а место «ремонта» обозначал кусочек новенького асфальта. Первая мысль, которая меня посетила, что служители церкви нашли ему более достойное место, но действительность оказалась банальна и жестока. В храме Петра и Павла с сожалением пояснили, что камень был просто украден с десятком бетонных клумб. Скорее всего, этот камень, ставший легендарным благодаря стихам, начертанным на нем, оказался предметом коллекционирования нечистым на руку собирателем всего редкого. И в ближайшие годы мы правды не узнаем. Хотя гранит - материал, способный пережить не одно поколение, и рано или поздно он вернется к людям, напомнив о трагических и в то же время романтических событиях давно минувших лет. А пока еще десятки бордюрных камней прячут под своей гранитной плотью фрагменты чьих-то жизненных трагедий.

Михаил ТИТОВ, ученик 6-го «А» класса школы №1284, педагог Оксана Александровна Бельнова