Современный потребитель финансовых услуг, равно как и любых других, обязательно должен внимательно и скрупулезно подходить к выбору предоставляющей услуги компании, а также разбираться в особенностях данных услуг и уметь оценивать риски и потенциальные выгоды. При этом нельзя надеяться на добросовестность поставщиков услуг, а наоборот, лишний раз необходимо перепроверять все подписываемые документы, договора и иные бумаги. Вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг являются очень распространенными в современной юридической практике. Это объясняется ежедневным использованием и приобретением различных услуг и товаров населением. Права зачастую нарушаются и при пользовании услугами первой необходимости - жилищно-коммунальными, медицинскими, услугами образования, транспортными, банковскими и другими. Сложно найти человека, чьи права ни разу никто не нарушал. Однако каждый реагирует на подобные ситуации по-разному. Кто-то не хочет связываться и терять время, кто-то просто не знает, как нужно защищать свои интересы, а кто-то владеет информацией и борется за соблюдение своих прав - и таких людей должно, на наш взгляд, становиться все больше и больше. Именно на это нацелена московская городская программа повышения уровня финансовой грамотности. Уже в старших классах у школьников должны быть сформированы базовые знания и навыки, которые помогут им не стать жертвой мошенничества или недобросовестного поведения поставщиков финансовых услуг, а также знать, в какие организации обращаться в случае нарушения их прав как потребителей данных услуг.
Для успешной и безопасной жизни современного человека очень важно уметь делать осознанный и разумный выбор, руководствуясь нормами права и законодательством, поэтому одна из задач программы повышения финансовой грамотности - сформировать навыки применения нормативно-правовых актов в финансовой сфере и сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Финансовая грамотность, являясь одной из составляющих общего уровня развития человека, способствует рациональному пониманию взятой на себя ответственности при пользовании финансовыми услугами и инструментами и знанию своих потребительских прав.
Каждый старшеклассник должен знать, что потребитель имеет право на получение качественных и прозрачных финансовых услуг, иметь представление о своих правах и обязанностях при заключении договоров, а также знать, куда обращаться при наличии жалоб и как составлять жалобы. Кроме того, он должен самостоятельно уметь находить информацию о финансовых услугах, уметь оценивать риски и выгоды, чтобы в итоге делать осознанный и разумный выбор.
Помимо нарушений прав потребителей финансовых услуг также существует большая опасность стать жертвой откровенных мошенников на финансовом рынке. Сегодня мошенничество отличается многоликостью, адаптивностью и способностью к модернизации и распространяется на все виды коммерческой, финансовой и предпринимательской деятельности.
В современной истории России имеется много случаев деятельности финансовых пирамид, особенно в 90-е годы. Многие финансовые организации в то время не имели государственных лицензий на право привлечения денежных средств населения, и тем не менее люди по незнанию все равно несли свои деньги, попадая под влияние массовой и красочной рекламы на телевидении и в печатных изданиях. Получение прибыли первых вкладчиков шло за счет взносов вторых и так далее по нарастающей. Среди печально известных организаций-пирамид - «МММ», «Хопер-Инвест», «Русский дом «Селенга», «Русская недвижимость» и множество других. В настоящее время стало распространенным мошенничество в Интернете, например «хайпы» - финансовые пирамиды в Сети.
Чтобы люди меньше попадали в ловушки мошенников, необходимо рассказывать на обучающих мероприятиях о таких опасностях, как финансовые пирамиды, поддельные денежные знаки, кредиты, мошенничество при операциях с банкоматами, мошенничество при пользовании электронными платежами. Старшеклассники должны уметь распознавать основные признаки потенциального мошенничества, определять замаскированные финансовые пирамиды, защищать свои персональные данные от неправомерного использования, определять подлинность денежных знаков, уметь безопасно пользоваться электронными платежами, банковскими картами и банкоматами.
Любая теория должна отрабатываться на практике, поэтому мероприятия программы финансовой грамотности обязательно содержат теоретическую и практическую части - отдельные темы отрабатываются посредством деловых игр, кейсовых заданий, проведения мастер-классов, прохождением компьютерных деловых игр и интерактивных квестов. Легкая и интересная подача обучающего материала является залогом того, что образовательные организации города Москвы, педагоги и старшеклассники с удовольствием принимают участие в городской программе.
В завершение также хочется отметить, что школьники, участвующие в программе повышения финансовой грамотности, начинают активно интересоваться не только практическими знаниями по финансовому рынку и личной финансовой безопасности, но и морально-этическими аспектами современного общества и социальной ответственностью граждан, бизнеса и финансовых институтов. Получая навыки личной финансовой безопасности, обучающиеся выходят на более высокий уровень саморазвития, ведущий к созданию в будущем общества взаимного уважения и социальной ответственности.

Ольга МИЛОВА, Александр НИЗОВ, отдел развития финансовой грамотности Московского центра технологической модернизации образования