На приеме одна мама рассказала мне, что ее дочь отказывается учиться. Дочери 8 лет, и она учится почти на одни пятерки. Мать хочет для девочки добра и ежедневно прессует ее по поводу оценок. На другое общение времени нет. Сходить на концерт, в театр, просто на прогулку, просто поговорить о том, что беспокоит дочь, нет времени - мама работает 6 дней в неделю и сильно устает. А девочка целыми днями одна, она боится общаться, она боится прихода мамы домой и уже просто ждет «головомойки», которая будет обязательно, потому что сегодня снова поставили «4» по математике. И снова будут раздражение и упреки. А все для того, чтобы дочь смогла «хоть как-то зарабатывать себе на жизнь», получив образование. Так проходит детство 8-летней девочки. Она грустная и неразговорчивая, у нее нет друзей, она любит маму, но все время злится на нее, она не понимает, почему мама всегда нервная и раздраженная, даже когда дочка старается, хоть ей и не так просто это дается.

Давайте заглянем в будущее и посмотрим, что ждет маму? Радость от получения дочерью образования? Вряд ли это будет радостью, скорее ощущением того, что наконец-то закончился этот кошмар. А перед этим - подростковые протесты и «возврат» маме раздражения, усиленный многократно, скандалы, ненависть, непонимание. Так рождаются неврозы...
В умах и мыслях родителей «правильная жизнь» втоптана в извилины. Их опыт говорит, что знания - «фундамент счастливой жизни». Мы пытаемся навязать нашим детям свои отжившие стереотипы (хотя уже и сами где-то в глубине души сомневаемся в их истинности), не замечая, что наши дети давно перещеголяли нас, и им впору учить нас жизни в некоторых областях. В то же время молодые особо «умные» родители (те, которые уже научились свободно высказывать собственные мысли) обвиняют школу во всех мыслимых и немыслимых грехах. При этом они не замечают, как сами формируют у ребенка пренебрежительное отношение к образованию, обсуждая дома учителей, говоря при детях, а то и вовсе с детьми о «ненужных», никогда не пригодящихся предметах. (И зачем после этого спрашивать, почему у ребенка нет мотивации к учебе?) Мы хвалим ребенка за четверку по алгебре, полученную в невероятных муках, а сами думаем: зачем ему это? Мне математика пригодилась в жизни разве только для того, чтобы считать сдачу. И ребенок живет, глотая двойные стандарты. И каким после этого мы хотим, чтобы он был? С радостью бежал в школу и на пятерки учил никому не нужные предметы?.. Так мы сеем лицемерие, а после пожинаем его плоды. Вы скажете: «Я так не делаю», отвечу: делать не надо, достаточно того, что вы так думаете. Ребенок не может не считывать наши мысли и наше состояние!
Именно поэтому дети так упорно отказываются учиться. Да и зачем ребенку читать скучные и ненужные учебники физики и тригонометрии, в то время как он дома предоставлен сам себе, к тому же рядом интересные игры и засасывающий в свои дебри Интернет...
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был... каким? - образованным, обеспеченным, эрудированным. Что в этом плохого? Все хорошо, но... Может, мы просто хотим, чтобы наш ребенок был счастливым? И мы это можем. На мой взгляд, если уж мы хотим чего-то от школы и учителей, то нужно постараться стать с ними союзниками и поднять в глазах ребенка их авторитет.
И еще: в условиях нового сложного мира, в условиях повышенного интереса к играм и интернет-общению, в то время как взрослые вынуждены бесконечно работать, все же нет смысла просто откупаться от ребенка, приобретая ему все новые гаджеты. Недопустимо перекладывать процесс воспитания (который происходит ежедневно) на компьютер и сомнительного содержания мультфильмы. Да, они позволяют взрослым отдохнуть после тяжелого рабочего дня и иногда могут нести в себе добрые истины. Но они не заменяют живого общения. Любая, даже самая короткая сказка из уст родителей всегда даст гораздо больше тепла и смысла, чем самый навороченный и красивый диснеевский мультик... Необходимо помнить, что только при постоянном вашем участии (а не контроле и назиданиях) могут твориться чудеса...
Позвольте задать вам домашнее задание. Итак, задайте себе следующие вопросы: «Что делаю я, когда прихожу домой после работы? Как часто я интересуюсь делами ребенка, рассказываю ему о себе, о своей семье, о том, как я был маленьким? Сколько сказок за последнее время мы прочитали вместе? Сколько слов поддержки в день я говорю своему ребенку и сколько раз «пилю» его за то, что он не вымыл чашку, не сел вовремя за уроки, не сложил портфель, не повесил на место школьную форму?»
Надеемся, что сделанные вами выводы после прочтения статьи и анализ полученных ответов позволят не допускать ошибок и воспитывать ребенка в атмосфере любви, доброты и взаимопонимания.

Лилия РЯБУШЕНКО, педагог-психолог школы имени В.В.Маяковского