Мы обратили внимание на темы уроков в одном из шестых классов нашей школы в течение одного учебного дня. Получилась достаточно интересная картина. Для начала обратимся к расписанию: математика, изобразительное искусство, история, обществознание, английский язык, литература. На уроке математики изучалось понятие «пропорция». Учитель объяснил, что в математике пропорция - это равенство двух математических отношений. Дети решали примеры и, усвоив материал, отправились дальше.
После урока математики класс направился на урок изо, где ребятам предстояло нарисовать вазу. Преподаватель объяснил теорию, и тут, когда ребята приступили к практике, они даже не задумались над тем, что только что, на математике, говорили о пропорции. А ведь оказывается, дети на практике видели пропорцию и еще раз убедились, что это определенное соотношение частей между собой, соразмерность.
На уроке истории Средних веков изучали «Историю завоеваний», говорили о завоевании Англии, где неоднократно фигурировало понятие об отношениях между народами Средневековой Европы. На следующем уроке - обществознании - говорили о том, «Что такое общество?», где красной нитью снова проходило понятие «отношения». На уроке английского языка шестиклассники изучали лексику «Общественный и частный транспорт», работали в парах, составляя диалог, и опять же применяли понятие «отношения» на практике.
Учебный день закончился уроком литературы на тему «Пословицы и поговорки», где учащиеся усвоили для себя, что эти коротенькие изречения выражают народную мудрость, которая распространяется на все общество, и опять-таки затрагивают тему «отношения».    
Таким образом, мы видим, что в течение всего дня темы уроков вращались вокруг понятия «отношения», будь то математика, история или английский язык. Ни один учитель не знал о созвучии этой темы в этот день у учащихся, а ребята даже не подозревали, как взаимосвязаны эти предметы.
Если бы учителя-предметники перспективно могли бы видеть темы уроков в классе, то они качественнее готовились бы к своему уроку с точки зрения метапредметности знаний.
Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Если каждый учитель будет формировать метапредметные навыки, то дети будут успевать намного лучше по всем предметам. Например, уметь осмысленно читать - важный навык, который нужен для успешного обучения на любом предмете. Не важно, текст ли это по литературе, истории или задача по математике.
Может быть, стоит устраивать день какого-нибудь понятия: на всех уроках рассматривать его с точки зрения всех учебных предметов, или проводить одно и то же упражнение в течение всего дня - тогда сначала дети будут явно видеть именно метапредметность, а потом они просто привыкнут и смогут выработать важный навык без акцентирования на нем внимания учителя.
И, конечно же, одна из основных задач школы и каждого учителя, в частности, - показать, как какое-либо понятие, явление или объект могут существовать в жизни, как работать с этим понятием или объектом, для чего учитель 45 минут говорил о нем. Если давать знания, но не показывать, где применить, мы не выпустим готового к жизни человека. Да, он будет знать физику и химию, грамотно писать, но не свяжет действия, выполняемые по решению задач и упражнений на этих предметах, и не сможет применить их к жизни.  
Мы живем в мире высоких технологий, постоянно развивающейся техники и бесконечном потоке информации. Научить ориентироваться в этой информации, выделять главное и уметь находить полезное - вот основная задача современной школы.  

Елена БАБКИНА, учитель русского языка и литературы школы имени В.В.Маяковского