В нашей школе №439 «Интеллект» реализуется проект интегрированного подхода при изучении таких дисциплин, как биология, физика, химия и технология. Конвергентное обучение становится просто необходимым в инженерных классах. Именно на занятиях в лабораториях отделения дополнительного образования будущие инженеры получают возможность проводить настоящую научно-исследовательскую работу и осуществлять проектную деятельность. При этом получаются очень интересные работы, основанные на межпредметном подходе и использовании современных технологий. В качестве примера можно привести исследования обучающихся: «Влияние звуков различных частот на патогенные микроорганизмы», «Использование нанодисперсного железа при выращивании рассады томатов» и другие. Как мы видим, данные работы являются синтезом сразу нескольких наук. В процессе выполнения подобных проектов или исследований школьник обучается поиску научной информации, получает дополнительные знания сразу по нескольким предметам и, главное, правильно эту информацию применяет. Кроме того, работа в лабораториях подразумевает выполнение различных экспериментов и лабораторных практикумов, в процессе чего приобретаются навыки использования современного оборудования и понимание необходимости обучения этим компетенциям.
Важной задачей школы является подготовка выпускников к обучению в вузе. В условиях высокой конкуренции при поступлении абитуриент имеет преимущества перед другими поступающими только в том случае, если он не просто набрал необходимые баллы на экзаменах, но и успешно участвовал в конкурсах и олимпиадах. И важно это не столько в связи с победами школьника, сколько с осознанием его возможности демонстрировать свои знания и навыки, реально оценивать свои силы. В нашем комплексе успешно реализуется принцип преемственности «вуз - школе, школа - вузу», который осуществляется в том числе посредством дополнительного образования. Например, обучающиеся некоторых кружков имеют возможность посещать занятия на базе МВА имени К.И.Скрябина. Здесь проводятся занятия по микробиологии и биотехнологии. Ребята имеют возможность работать с музейными штаммами микроорганизмов, лабораторными животными и изучать азы медицинских и ветеринарных специальностей. Такое погружение в профессию необходимо для формирования у школьников целого ряда компетенций: развитие логического мышления, научного подхода при выполнении исследовательских проектов, здоровьесберегающих и экологически направленных знаний и навыков, умение работать в проектных группах и многое другое. Кроме того, школьники могут почувствовать себя студентами, так как зачастую на занятиях происходит общение с преподавателями кафедры-хозяина и со студентами и аспирантами. Все это помогает будущему выпускнику школы не просто выбрать  специальность, но и подготовиться к выпускным экзаменам, а также приобрести уверенность в своих силах.
Итак, дополнительное образование играет важную роль в учебном процессе, расширяя возможности школы в подготовке грамотного, мотивированного и готового к дальнейшему освоению профессии выпускника.

Татьяна ДЕНИСЕНКО, педагог дополнительного образования школы №439 «Интеллект»