Обратимся к истории. И начнем с Древнего мира: в двух разных городах Древней Греции - в Спарте и Афинах - были совершенно различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование. Демокрит подчеркивал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, причем среда воспитания, пример взрослых играют ведущую роль. Сократ считал, что главное - познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Платон впервые поставил вопрос о дифференцированном подходе в подготовке человека к жизни. Аристотель считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством.
Но каждый отмечал роль наставника, ведущего воспитанника за собой, который своим примером вдохновляет его на подвиги и помогает решать конфликтные и затруднительные ситуации. Сегодня такую роль играет старший вожатый.
К.Д.Ушинский обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке, и разработал идею народности воспитания.
А.С.Макаренко первостепенную роль в воспитании подрастающего поколения отдавал коллективу, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Его организационно-педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание - были привлекательны для воспитанников и позволяли достигать намеченных воспитательных целей.
И.П.Иванов разработал концепцию коллективного творческого воспитания, где педагог, наставник, воспитатель, вожатый, значимый взрослый также играл важную роль, реализуя в деятельности собственные ценности и создавая образовательную среду и условия для развития каждого ребенка.
В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А.А.Бодалева, З.А.Мальковой, Л.И. Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, - всестороннее развитие личности.
Современный вожатый ставит перед собой задачу направленной социализации ребенка. В таком случае социализация - это управляемый процесс, который во многом зависит от того, кто и как работает с ребенком, какими личными качествами обладает, какой деятельности отдает приоритет. В таком случае важно оценить, как соотносятся базовые ценности педагога с присущей российскому обществу системой ценностей и насколько адекватны этим ценностям формы, методы и средства воспитательной деятельности.
Почти 10 лет назад был создан Городской совет вожатых образовательных организаций Департамента образования города Москвы. Это профессиональное объединение молодых специалистов, готовых реализовать на практике современные воспитательные идеи. Сегодня представители Городского совета старших вожатых продолжают работать в образовательных организациях, загородных центрах, развивают идеи ученического самоуправления и общественно-государственного управления образовательными организациями, координируют работу Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», одной из задач которой является создание единой воспитательной системы в стране.
Российское движение школьников ведет свою деятельность по четырем направлениям. В направление «Личностное развитие» входит позитивная активность, которая позволяет ребенку самосовершенствоваться. Направление «Гражданская активность» дает возможность участвовать в социально значимой деятельности и трудиться на благо общества и государства. Военно-патриотическое направление представлено взаимодействием с ведомственными силовыми структурами.  Информационно-медийное направление создает условия, методы и технологии для использования возможностей информационных ресурсов.
 За 10 лет многие члены Городского совета старших вожатых стали заместителями директоров по воспитательной работе, руководителями программ в загородных центрах, некоторые возглавляют образовательные организации города Москвы. Каждый год ряды совета пополняют новые члены из числа вожатых образовательных организаций города Москвы, педагогов, курирующих Российское движение школьников, и вожатых загородных центров. Их объединяет общий подход к таким ценностям воспитания подрастающего поколения, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Особое внимание уделяется улучшению условий для эффективного взаимодействия детских общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей и подростков; взаимодействию с другими организациями, осуществляющими воспитательную деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры, науки и других; поддержке ученического самоуправления и повышению роли обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержке общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях; привлечению детей к участию в социально значимых, познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Кроме того, Городской совет вожатых уделяет особое внимание вопросу подбора и подготовки педагогических кадров, занятых в организации воспитательного процесса с детьми. Критериями для отбора могут стать уровень взаимодействия с детским коллективом, способность и желание самореализовываться, обмениваться опытом в профессиональной среде, создавать педагогическое сообщество заинтересованных в воспитательной деятельности педагогов и привлекать к своей работе с детьми внешние заинтересованные в воспитании детей социальные общности, а также стимулирование к проявлению ими воспитательного потенциала.

Надежда КУРАНИНА, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, председатель Городского совета старших вожатых образовательных организаций Департамента образования города Москвы