Своими целями РДШ видит содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, а также содействие формированию личности на основе системы ценностей, сложившейся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Российское движение школьников может и должно стать связующим звеном, каркасом, основой для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей пожелания и интересы обучающихся, их родителей, учителей, школы и государства.
С целью осуществления системного подхода к работе образовательных организаций, осуществляющих деятельность Российского движения школьников, по всей стране предлагается следующая структура первичной ячейки РДШ, которая   состоит из 4 центров - по направлениям деятельности Российского движения школьников. Всю структуру возглавляет лидер Российского движения школьников из числа обучающихся. Курирует деятельность педагог - заместитель директора по воспитательной работе или старший вожатый. В свою очередь центры делятся на дополнительные секторы по профилю, а общей координацией каждого центра занимается лидер данного направления:
 - центр гражданской активности представляет собой совокупность направлений: школьный музей, поисковый и краеведческий отряды, экологический отряд, волонтерский (добровольческий) отряд;
- центр военно-патриотического направления включает в себя объединение юных армейцев, объединение юных спасателей, объединение юных пограничников, объединение юных казаков, объединение юных друзей полиции, объединение юных инспекторов движения;
- центр личностного развития включает в себя творческие коллективы, центр здорового образа жизни, актив по популяризации профессий;
- центр информационно-медийного направления осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: печатные СМИ, радио, телевидение, социальные сети.
Российское движение школьников - это общественно-государственная организация, что позволяет ей, с одной стороны, пользоваться системной поддержкой государства и быть гарантом безопасности для участников, а с другой - привлекать к реализации проектов общественные институты, социальных партнеров, а также представителей науки, бизнеса, спорта, культуры и искусств.
В Москве оператором деятельности Российского движения школьников является Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара. Московское отделение Российского движения школьников призвано объединить всю позитивную активность: программы дополнительного образования детей, деятельность детских общественных объединений и образовательный досуг школьников. Первостепенным становится внедрение программ неформального дополнительного образования, где познавательная активность обучающегося выходит за рамки образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик за счет обучения на практике в повседневной жизни через социально значимые  проекты, реальные дела и инициативы, совместную деятельность общественных организаций и государственных структур, направленную на решение реально существующих проблем и задач при непосредственном участии  обучающихся.
Сам процесс организации детей для участия в социально значимой деятельности становится стратегическим вектором развития Московского отделения Российского движения школьников. Каждый участник РДШ получает навык самоорганизации и опыт организации коллективной деятельности, направленной на достижение общих целей.
Участие во всех событиях является добровольным. Обучающийся может выбрать из перечня реализующихся событий те, которые ему наиболее интересны.
За первый год работы Московского отделения Российского движения школьников были выработаны ключевые стратегические направления развития: личностный рост каждого участника Российского движения школьников; организация межведомственного партнерства и взаимодействия в рамках деятельности Российского движения школьников; условия преемственности и учета достижений участников Российского движения школьников. Но уже сегодня мы можем говорить о том, что Российское движение школьников строит свою деятельность на концептуальной педагогической платформе и призвано в первую очередь повышать образовательные результаты разных групп обучающихся.
Участие в деятельности Российского движения школьников учит воплощать свои инициативы, делать реальные проекты, используя знания, полученные в рамках освоения школьной программы. Педагог, курирующий деятельность, становится консультантом и не подменяет ребенка на этапе разработки и реализации проекта, реализуя индивидуальный подход к каждому обучающемуся. На сегодняшний день в рамках деятельности Российского движения школьников есть проекты и дела, для участия в которых необходимо показать достаточный уровень знаний школьной программы. Это и предметные конференции, на которых обучающиеся могут представить свои научные проекты и получить оценку экспертного жюри, в состав которого входят видные ученые и представители общественности, непосредственно связанные с разрабатываемой сферой. Фестивали наук, где каждый участник может попробовать провести практические опыты и эксперименты, используя специальное оборудование, реактивы и получить консультации специалистов. Исторические квесты, посвященные дням воинской славы, при прохождении которых участники, с одной стороны,  должны использовать имеющиеся у них знания,  а с другой - в процессе выполнения заданий получают массу новой информации и опыта. Квесты, написанные по сюжетам произведений школьной программы, которые полностью погружают участников в атмосферу и сюжет произведения и прохождение которых очень затруднительно, если участник не знаком с материалом. Интеллектуальные игры, которые позволяют участникам использовать полученные в школе знания по разным предметам здесь и сейчас. Такие проекты разрабатываются и реализуются с целью повышения мотивации к учебной деятельности и дают возможность школьникам применить полученные на уроках знания. Для педагогов эти проекты становятся хорошим подспорьем, так как за видимой досуговой составляющей скрываются серьезный содержательный компонент и возможности экспертной оценки деятельности обучающихся.

Дарья КАБАЧЕНКО, методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, координатор Московского отделения Российского движения школьников