Работа музея базируется на нескольких принципах. Первый из них - «все настоящее». Все предметы в коллекции музея - это действительно предметы, которыми пользуются кочевники XXI века, никаких копий, реконструкций и исторических реплик. Но, с другой стороны, если кочевники в наше время пользуются электричеством, ездят на машинах и звонят по мобильным телефонам, то и об этом в музее рассказывают. Второй принцип - «живой музей». В процессе знакомства с культурой народа гости музея примеряют национальные костюмы, дегустируют напитки, осваивают традиционные навыки кочевников, такие как разжигание огня с помощью огнива, стрижка шерсти и валяние войлока, изготовление стрел, сборка и разборка юрты. Также в программу включены музыкальная и фольклорная части - знакомство с музыкальными инструментами кочевников, их сказками, играми и национальными видами спорта. Третий важный принцип - «экскурсоводы - участники экспедиций». Занятия в жилище того или иного народа имеет право проводить только тот педагог, который бывал в экспедициях у этого народа. Благодаря этому рассказ всегда получается живой, захватывающий, потому что это материал, который экскурсовод получил не из книг, а собрал своими руками в экспедиции.
Деятельность музея интегрирована в программу дополнительного образования и внеурочной деятельности школы. В музее занимаются ученики 2-4-х классов в рамках внеурочной деятельности один-два раза в неделю, а также проходят занятия кружка «Этнографический клуб». Для работы с учащимися школы «Ковчег» разработаны специальные образовательные программы, рассчитанные в том числе и на учащихся с ОВЗ. В процессе занятий в музее проходят как традиционные уроки, так и интерактивные, викторины, мастер-классы, просмотр и обсуждение фильмов, выполнение и обсуждение творческих заданий. Образовательная программа рассчитана на три года занятий в музее. На изучение культуры одного народа, как правило, отводится полгода. В конце полугодия учащиеся для закрепления изученного материала подготавливают и проводят экскурсию для учащихся более младших классов. Таким образом, в процессе занятий у учащихся вырабатываются и развиваются также навыки публичного выступления и презентации.
Формат «живого музея» и интерактивные формы занятий особенно эффективными оказываются в работе с учениками с ОВЗ, поскольку только так у них появляется возможность представить себе жизнь другого народа. Только через тактильный контакт с предметами, через навыки, осваиваемые в процессе мастер-классов, через вкусовые ощущения от национального чая и впечатления от звучания национальных музыкальных инструментов дети, например, с РАС (расстройством аутистического спектра) могут ощутить себя носителями другой культуры, «примерить» ее на себя.
За последние несколько лет ученики школы успешно участвовали в нескольких конкурсах, проводимых Департаментом образования города Москвы. Например, ученики 5-го «А» класса уже два года участвуют в конкурсе юных экскурсоводов. А ученики 4-го «А» класса в прошлом году участвовали в конкурсе мультипликации «Сказка, оживи!», в процессе которого учащимися был создан мультфильм «Нум и нга» по мотивам сказки оленеводов Крайнего Севера. Педагоги - сотрудники музея также участвовали в конкурсах. Так, в 2016 году методическая разработка урока «Иранский узорный ковер» заняла второе место в конкурсе «Времен связующая нить - урок в школьном музее».
Главная задача, которую ставят перед собой сотрудники музея, очень близка к целям и задачам инклюзивного образования, реализуемого в школе «Ковчег», - воспитание уважительного и положительного отношения к «непохожим» людям.

Георгий СТАРОВЕРОВ,
педагог дополнительного образования школы №1321 «Ковчег»