Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Открыл его и прочитал: «Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».
В 1994 году на Саламанкской конференции ООН в защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья был впервые сформулирован принцип инклюзивного образования как целеобразующий. Этот принцип впоследствии лег в основу образовательной политики большинства стран мира. В 2012 году он был законодательно утвержден и в России. Принятие Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» продемонстрировало серьезные стратегические и тактические потребности, связанные с реализацией принципов инклюзивного образования отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности детей с расстройствами аутистического спектра.
В 2015 году состоялся I Всероссийский съезд дефектологов по образованию детей с аутизмом.  В начале ноября 2017 года состоится II Всероссийский съезд дефектологов, который даст возможность нового анализа образовательной ситуации для детей с РАС.                  
Можно с уверенностью сказать, что процессы инклюзивного образования детей с РАС в последние годы развиваются очень бурно. Сегодня проблеме аутизма уделяется гораздо больше внимания, чем когда-либо. Но, несмотря на это, обществу еще сложно принять этих необычных людей. Поэтому необходима целостная система обучения и сопровождения детей с РАС. Продвигаясь к социализации, нужно учитывать все их особенности и потребности и, самое главное, - найти компромисс.   
Во время Прямой линии-2016 Президент РФ Владимир Владимирович Путин на вопрос о детях с РАС ответил, что «...государство должно продвигать идеи инклюзивного образования, тем более что дети с аутизмом такой поддержки заслуживают. Это часто весьма талантливые дети, если не сказать одаренные: они могут сосредоточить внимание на одном каком-то предмете так, как это недоступно другим людям, и добиваются удивительных результатов! Просто выдающихся! И, конечно, семьи с такими детьми надо поддержать».
Состояние, на сегодняшний день известное как аутистическое расстройство, было впервые описано детским психиатром доктором Лео Каннером в 1943 году. Для детей с РАС характерны «врожденное нарушение эффективного контакта» - нарушение социализации, «сопротивление переменам» или стремление к однообразию, что находит свое отражение в ригидности поведения, приверженности однажды заведенному порядку, моторных маньеризмах, стереотипиях (бесцельные повторяющиеся движения), роботоподобной речи и других поведенческих особенностях; манифестация в первые годы жизни.
Многие дети с четко диагностированным аутизмом страдают умственной неполноценностью или обладают ограниченными интеллектуальными возможностями. Тем не менее паттерн достижений в интеллектуальной сфере при аутизме очень необычен и сильно отличается от такового у детей с умственной неполноценностью без аутизма.
Довольно часто дети с аутизмом обладают необычными способностями, которые проявляются, например, в рисовании или музыке, в изучении языков, могут иметь отличную память. Иногда ребенок с РАС становится лучшим учеником в классе.
Вопреки распространенному мифу, аутисты не предпочитают одиночество социальным контактам. Им попросту сложно начинать и поддерживать общение. И тем не менее они бы хотели быть с кем-то, кто способен подарить им тепло, кто способен понять и принять их, нежели оставаться в изоляции.
Практический опыт воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в нашей школе показывает, что организация обучения должна сочетать в себе вариативные формы специального образования и интеграции ребенка в образовательную среду, которая соответствует их особым образовательным потребностям.
Помимо обучения детей, в школе особый акцент сделан на социализацию и профессиональное ориентирование ребят. С сентября 2016 года в школе существуют разные модели интеграции для детей с аутизмом:
1. Модель полной образовательной интеграции (совместное обучение с детьми, не имеющими ограничений по здоровью).
2. Модель частичной образовательной интеграции (комплектование специальных классов и специализированного учебного здания).
Нами реализован комплекс мероприятий по созданию оптимальной образовательной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с особенностями в развитии.
Образовательная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ведется по адаптированным образовательным программам, соответствующим заключениям ЦПМПК и индивидуальным особенностям ребенка, разрабатываются индивидуальные маршруты. Обучение  ведется в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ. Используются специальные технические средства и методы обучения, учебники и учебные пособия. В среду или четверг организован облегченный учебный день. Организовано тьюторское сопровождение.
На базе учреждения создается вариативность предпрофессиональной подготовки. В рамках участия в проекте «Профессиональное обучение без границ» обучающиеся с ОВЗ проходят профессиональную подготовку в Московском многопрофильном техникуме имени Л.Б.Красина.
С 1 сентября 2016 года наша школа апробирует модель ресурсного класса. Ресурсные кабинеты оборудованы в двух школьных зданиях. Суть модели - создать в ОО специальное пространство для  получения детьми  сенсорной разгрузки. Ресурсные кабинеты достаточно просторные и имеют особое зонирование и оборудование:
- зона для индивидуальных занятий, оборудованная партами с трехсторонними перегородками и противошумными наушниками;
 - зона для групповых занятий;
 - рабочая зона педагога;
- зона сенсорной разгрузки со специальным сенсорным оборудованием (палатки-домики, игровые тоннели, фитболы,  массажные мячики и коврики, уютные пуфы, антистрессовые игрушки, кинетический песок).
Школа №2129 стала участницей городского проекта «Ресурсная школа - территория успеха для каждого», цель которого - создание универсальной адаптированной образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности. В школе  оборудованы сенсорные  комнаты (в корпусе начальной школы и в корпусе для детей с ОВЗ), зоны психологической  разгрузки, кабинеты учителя-логопеда,  дефектолога, социального педагога.
Ведутся групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие курсы: «Развитие психомоторной сферы», «Ритмика», «ЛФК», «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», «Декоративно-прикладное творчество», «Лего». Организовано сотрудничество   с благотворительным фондом «РЕТ - не просто собаки».  Сеансы канистерапии - альтернативный метод коррекции эмоциональной сферы учащихся с помощью специально обученных собак-терапевтов.
В настоящий момент заканчивается оборудование зоны «Тренировочная квартира», в которой дети под руководством специалистов смогут получать необходимые навыки для адаптации в быту.
Овладение профессией - одно из условий реализации потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Высокие результаты профессиональной трудовой подготовки по образовательным программам «Столярное дело», «Слесарное дело», модулям «Рукоделие», «Кулинария» и другим в рамках образовательной области  «Технология» позволили создать стараниями наших ребят музей  декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов».
При тесном взаимодействии педагогов и родителей разработан оптимальный маршрут воспитательной работы, организовано целенаправленное и целесообразное социальное партнерство.
Для наших особых детей важнейшим средством подготовки к учебе, жизни и труду является дополнительное образование. В школьном здании, где обучаются особые дети, организована работа кружков: «Игры с мячом», «Изостудия», «Художественная обработка древесины», «Умелые руки», «Мягкая игрушка», «ОЧумелые ручки», «Страна рукоделия», «Спортивные игры» и другие.
Результаты этой работы - участие и победы наших детей в конкурсах окружного и городского  уровней:  за два учебных года - 26 победителей, 34 дипломанта, лауреата и призера; в 2016-2017 учебном году 54 творческие работы наших детей приняли участие в раус-программе III Городского форума кадетского образования города Москвы «Честь имею служить Отчизне!».
В сентябре 2016 года на чемпионате Европы по теннису для людей с ОВЗ наш восьмиклассник Дима Григорьев, самый младший в сборной России, занял 3-е место и привез бронзовую медаль.
Следует отметить социальное партнерство с общественными организациями  (Региональной благотворительной организацией помощи в жизни инвалидам детства Центром «Радуга», Региональной общественной организацией содействия социальной защите семей с детьми-инвалидами «Чаша сердца», Межрегиональной общественной организацией инвалидов «Пилигрим»).  На их базе наши особые дети занимаются физкультурой, участвуют в праздниках, мастер-классах, которые для них совместно со взрослыми благотворителями готовят учащиеся-добровольцы из школьного волонтерского отряда «Союз неравнодушных».      
Обучающиеся других отделений совместно с волонтерами школьного отряда «Союз неравнодушных» уже три года подряд проводят школьную благотворительную акцию «Посылка радости» (всем детям-инвалидам собираются в подарок такие посылки) и благотворительный концерт «Мы вместе!», приуроченные к Всемирному дню инвалида.
Восемь лет назад в школе был открыт первый экспериментальный класс для детей с РАС. Сейчас у нас 8 таких классов. Мы принимаем детей с самыми тяжелыми проявлениями  аутистического спектра, у многих из которых нет навыков самообслуживания и которые не могут говорить. Но с помощью профессиональных педагогов дети достигают очень высоких  результатов.
Успешным является опыт реабилитации детей с РАС средствами арт-терапии. Обнадеживают первые результаты сотрудничества с интегрированным театром-студией «Круг-II», первое представление которого прошло 12 октября 2016 года в рамках благотворительной деятельности этого театра. Состав актеров разнообразен, это люди с интеллектуальной недостаточностью, психическими расстройствами, соматическими заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью.                                                                                                                                                                     
В настоящее время рассматривается возможность совместной работы школы и театра-студии «Круг-II» по подготовке спектакля с участием наших обучающихся.
Подготовка  совместных музыкальных номеров и выступлений учащихся с театром-студией «Непоседы» на благотворительных мероприятиях позволяет развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные навыки, повышать эффективность работы по социализации учащихся. Их участие в ежегодном благотворительном мероприятии «Город солнца для детей дождя», приуроченном к Всемирному дню распространения информации о РАС, позволяет эффективно транслировать опыт работы, привлекать внимание к проблемам детей с расстройством аутистического спектра и их родителей.
В этот особый день в гости к детям приходят выдающиеся врачи, актеры, певцы, телеведущие. Это день дружбы, радости и взаимообогащения добротой. Это праздник, инициатором и вдохновителем которого является Е.Б.Соболева, журналист, благотворитель, мама особого ребенка. Совместное проживание школьной жизни усиливает социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к детям с ОВЗ.      
Девятиклассник Дима Соболев три года занимается в театре-студии «Непоседы».  Сейчас в его личной копилке творческих успехов выступления на самых крупных сценах страны в совместных проектах с такими известными артистами, как Иосиф  Кобзон, Николай Басков, Дима Билан... Дима Соболев профессионально занимается игрой на фортепиано и даже пишет музыку.
Эффективность образовательной деятельности и коррекционной работы поддерживает квалифицированный состав специалистов. Все педагоги регулярно повышают свои компетентности на специализированных курсах, один педагог получает второе высшее образование в МИСАО на факультете дефектологии, пять  человек учатся в магистратуре при МГППУ на факультете клинической и специальной психологии. Магистры и бакалавры данного вуза проходят практику и проводят исследования для защиты ВКР и магистерских диссертаций на базе отделения для детей с ОВЗ.                                                                                           
Большая профессиональная помощь оказывается нам в рамках сотрудничества с ГППЦ ДОгМ, специалисты которого помогают повысить эффективность  психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии.
Несмотря на достигнутые результаты, мы только в начале пути.  У нас имеются все необходимые ресурсы, для того чтобы совершенствовать образовательную среду школы, делать ее удобной, комфортной, доступной, интегрированной  и универсальной для всех участников образовательного процесса. Перед нами стоят новые цели и задачи, открываются новые возможности и горизонты.

Алла ПЛАХОВА, директор школы № 2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова