​Любовь к родной стране начинается с любви к природе.
Константин Паустовский

Разумеется, для детей глобальные проблемы пока еще весьма далеки от их интересов и понимания. Однако каждый ребенок хочет и может совершать небольшие, зато конкретные и доступные его силам поступки, практическую пользу от которых он видит сам, а результаты с гордостью может показать близким: построить кормушку для птиц, посадить растение и ухаживать за ним, участвовать в раздельном сборе бытового мусора. Такие поступки со временем становятся привычкой, а затем и образом жизни. И тогда уже во взрослой жизни человек сможет сделать планету чище и лучше. Такие первые небольшие шаги и помогает детям делать с самого раннего возраста система экологического образования и воспитания школы. Эта система призвана развивать у ребенка осознанно ответственное отношение к природе и сохранению природных богатств.
Школа №2088 расположена на юго-востоке Москвы, в районе Текстильщики. Экологические проблемы, накопившиеся здесь за прошлые десятилетия индустриального развития, весьма наглядно показывают детям, почему нельзя с безразличием относиться к природе. Остатки производств бывшей промышленной зоны между Грайвороновской улицей и Рязанским проспектом, близость крупных автомагистралей, шум от железнодорожной ветки становятся для детей своего рода большим наглядным пособием, как не нужно делать.  И, чтобы у ребенка не сформировалось представление, будто бы «все так и должно быть», педагоги нашей школы стремятся научить ребенка важнейшим основам экологической безопасности, развить умения находить в своей деятельности баланс окружающей среды и человека, предотвратить сугубо потребительское отношение к природе, ощутить себя ее неотъемлемой частью.
Экологическое образование в нашей школе ведется с момента ее образования в 2013 году. В школах, вошедших в процессе слияния в наше образовательное учреждение, до реорганизации уже имелся значительный опыт в этой сфере, который пригодился в дальнейшем. За прошедший период удалось сделать многое. Экологическое образование в школе строилось и развивается, основываясь на интеграции урочной, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования. Вопросам экологического воспитания серьезное внимание уделяет управляющий совет школы №2088. Его члены выступили с инициативой разработать отдельный проект развития экологического образования в школе на период до 2021 года и приняли самое активное участие в подготовке этого проекта. Сейчас эта работа близится к завершению. В перспективе планируется создать модель непрерывного экологического образования, построенного на принципах интеграции изучения экологии с изучением других естественных наук, конвергентного подхода, особого внимания к практической составляющей и методам исследовательской деятельности, формирования эстетического отношения к природе.
В школьную систему экологического образования вовлечены обучающиеся всех уровней. На сегодняшний день проводятся занятия по экологии в младшей, средней и старшей школе, осуществляется экологизация уроков химии и физики, географии. Помимо традиционных уроков привычной формой стали уроки природолюбия. Для дошкольников организованы занятия экологической направленности учителями химии и физики, которые приходят из школьных зданий. Огромные возможности для развития интереса малышей к природе открывает установленная в одном из зданий дошкольного образования интерактивная «песочница». Это современный высокотехнологический компьютеризированный комплекс. Проекционная система, сенсоры, средства мультимедиа и специальное программное обеспечение этой «песочницы» дают детям возможность творить и создавать целый мир с лесами, морями, животными.
В школе были открыты объединения дополнительного образования - кружок «Экоша» для младших школьников и кружок «Фитодизайн», в котором занимаются ученики с 5-го по 11-й класс. Там ребята своими руками делают красивые изделия из природных и экологически чистых материалов. Детская фантазия превращает шишки, желуди, ракушки, причудливой формы ветки и корневища в фигурки птиц, насекомых, животных, предметы утвари. Цветы, листья деревьев, зерна, мелкие камешки служат детям вместо карандаша и красок; картины из этих материалов постоянно участвуют в выставках как внутри школы, так и вне ее. Высокое качество поделок и картин из природных материалов не раз подтверждалось на городских конкурсах, принося авторам призовые места (например, диплом лауреата первой степени IV межрегионального этнокультурного фестиваля «С любовью к России» в номинации «Работа с природными материалами», ряд дипломов в городской выставке-конкурсе «Добрых рук мастерство»). О творческих находках в применении необычных материалов детьми, занятыми в объединениях экологической направленности школы №2088, в 2017 году в апрельском номере журнала «GEOленок» была опубликована статья «Новое из старого».
Многие изделия детей оказались качественными наглядными пособиями, нашедшими практическое применение в образовательной деятельности школы. К таким детским работам относятся, например, «Коллекции руками школьника», которые широко используются на уроках биологии, экологии и географии, а также помогают формировать метапредметные умения школьников.
Исследовательская деятельность остается одной из самых эффективных форм работы экологического образования детей. В школе ведется активная научно-исследовательская деятельность в области экологического мониторинга на базе особо охраняемой природной территории природно-исторического парка «Кузьминки-Люблино». Полученные практико-ориентированные знания, несомненно, помогут детям в реальной жизни выбирать оправданные и оптимальные способы взаимодействия с окружающей средой. Свои проектные работы экологической направленности обучающиеся школы представляли и успешно защищали на окружных и городских конференциях.
Уже много лет доброй традицией остается изготовление детьми кормушек для птиц. Форма, выбор материалов и способы постройки кормушек поражают своим разнообразием. Наполняя их потом зерном и поддерживая в хорошем состоянии, дети не только лучше узнают повадки гнездящихся в городе птиц, но и учатся быть «в ответе за тех, кого приручили».  
По результатам материалов, собранных в ходе осуществления проекта, направленного на изучение птиц Москвы, дети при поддержке своих учителей подготовили интересное пособие для дошкольников - книжку-раскраску экологической направленности «Птицы нашего двора». Эта книжка-раскраска стала победителем в номинации «Лучший учебник (учебное пособие) для дошкольных учебных заведений» в 1-м Всероссийском инновационном общественном конкурсе на лучший учебник, учебное пособие и монографию.
Важной частью экологического образования стало целенаправленное вовлечение детей и подростков в практическую деятельность по ресурсосбережению в школе и дома. Такая деятельность имеет шансы на успех, только если уходить от традиционных скучных мероприятий. Поэтому педагоги стали искать привлекательные для молодежи формы. В среде современных старшеклассников остается популярным участие в различных акциях и флешмобах, где они могут проявить свои креативные способности. Видеоролик, подготовленный учениками школы, принял участие в конкурсе «Экологический флешмоб»-2016 и занял 3-е место в городе. Большой интерес вызывают у ребят такие городские акции, где они могут принять участие наравне со взрослыми. Так, традиционным стало участие детей в акциях «Час Земли» и «Зеленый офис». Школа №2088 стала лауреатом эколого-просветительской акции «Зеленый офис»-2016, которая проводится с целью пропаганды энерго- и ресурсосбережения в государственных учреждениях, коммерческих предприятиях и общественных организациях. Ребятам было интересно участвовать в акции наравне с работниками офисов известной торговой сети, одного из крупнейших банков и оператора сотовой связи. В 2017 году наша школа вновь приняла участие в этой акции и стала победителем в номинации «Самый высокий уровень экологической сознательности».
Ученики школы активно участвовали во всех акциях по раздельному сбору отходов «Разделяй и используй», организованных Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для популяризации экологически ответственного образа жизни. В 2017 году наши ученики смогли занять первое место среди участников общегородской акции «Разделяй и используй», отправив в приемные пункты рекордное количество раздельно собранных отходов - бумагу, пластик, металл, отработанные батарейки. В награду команда получила сертификат на право посещения экологического производства одной из крупнейших утилизирующих компаний на территории России «УКО».
Ученики школы принимают активное участие в городских программах «Сохраним первоцветы», «Подкормка птиц зимой». В 2017 году дети самых разных возрастов и педагоги приняли активное участие  практически во всех многочисленных мероприятиях и акциях экологического фестиваля «Гармония разнообразия - эхо планеты» в районе Текстильщики. Самой важной особенностью этого фестиваля стала возможность вовлечь в многочисленные и разнообразные экологические акции и социально-экологические активности не только самих детей, но еще их родителей, друзей и соседей. Даже малыши-дошкольники вместе с папами и мамами участвовали в фестивале по многим номинациям: «Плакат», «Экоквест», «Экологический колокол» и др. Заключительное мероприятие фестиваля состоялось 6 сентября, дипломами и сертификатами были награждены самые активные участники экофестиваля.
Печатный орган ученического самоуправления журнал «Выпуск» публикует материалы на экологические темы, дает информацию о новых готовящихся акциях экологической направленности. Школьники активно принимают участие в журналистских конкурсах, где раскрываются экологические проблемы мегаполиса, а также размещают свои работы в социальных сетях работников образования.
2017 год объявлен в нашей стране Годом экологии. Хочется надеяться, что работа педагогов по развитию экологического образования поможет вырастить поколение, бережное и рачительное отношение которого к природе сделает каждый год близкого будущего Годом экологии.    

Михаил МУРАВЬЕВ,
заместитель директора школы №2088 «Грайвороново»;
Алла ТУРЧАНИНОВА,
учитель биологии школа №2088 «Грайвороново»