Но вот «Матильда» в прокате, и посмотреть ее и составить свое собственное мнение может абсолютно любой желающий. И разумным людям, посмотревшим фильм, сразу становится понятно, что таких бешеных страстей он не стоил, ничьи чувства оскорбить он не может, это просто кино, о котором следует говорить только лишь с точки зрения его художественных достоинств и недостатков.
По сути дела, «Матильда» - самая обыкновенная костюмная мелодрама, основанная на историческом материале, но с изрядной долей вымысла. То, что у балерины Мариинского театра были отношения с будущим российским царем Николаем II, - факт известный. Об этом писала в своих мемуарах и сама Кшесинская, прожившая, кстати, долгую и интересную жизнь (балерина умерла в Париже в возрасте 99 лет) и имевшая романы со многими высокопоставленными особами. Цесаревич Николай увлекся красавицей-балериной, что никак нельзя поставить ему в вину. Он был молод, горяч, он был мужчина в конце концов. В том, что Матильда ответила на чувства цесаревича, тоже нет ничего удивительного. Тогда вообще среди знати ухаживания за балеринами были в порядке вещей. А внимание столь важных особ, безусловно, льстило, да и к тому же сулило немалые выгоды. Стоит только вспомнить роскошный особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге, который она, конечно же, купила не за свои деньги.
По мнению Алексея Учителя, этот роман артистки и цесаревича очень сильно повлиял на историю нашей страны, и, как отметил режиссер, он не брался показать просто любовную интрижку. Тем не менее на экране мы как раз видим буйство романтических и плотских страстей (правда, без откровенных сцен), а дела государственные идут уже вторым планом. Будущий государь мечется между чувством долга и любовью к красотке-балерине, ради нее он готов отказаться от трона и от невесты Аликс. Николай, как безумный, носится за своей возлюбленной с криками «Маля, Маля!» (так он называл Кшесинскую), вводит ее в свои покои, знакомит с семьей, и отец, государь Александр III, одобряет выбор сына. Тем более что он и сам недавно (а точнее, в начале фильма) советовал сыну обратить внимание на Матильду Кшесинскую - «вот какая тебе нужна», намекая на то, что немецкая принцесса Аликс похуже будет. И Николай всерьез подумывал о том, чтобы жениться на Матильде, просто для этого надо было найти доказательства ее происхождения (по семейному преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских). Но поиски этого доказательства успехом не увенчались. Да и принцесса Аликс (будущая императрица Александра Федоровна) не намерена была так просто расстаться с женихом и боролась за него всеми доступными способами. К тому же мы-то с вами знаем, что «жениться по любви не может ни один, ни один король». Хотя, как потом показала история, брак Николая и Александры был счастливым и основывался на любви и уважении.
Если вы хотите знать, как все было на самом деле, лучше покопаться в исторических источниках, почитать серьезную литературу. Ибо фильм «Матильда» не дает ответа ни на один вопрос. И, смотря его, надо постоянно быть начеку и отделять вымысел от правды, что под силу лишь тому, кто прекрасно владеет материалом. Среди массового зрителя таковых немного, ибо, думается, что, если бы не Алексей Учитель, большинство и не вспомнили бы о давнем романе будущего российского царя с примой Мариинки. Но раз уж волею случая эта тема стала такой актуальной, стоит, наверное, обратиться к источникам, чтобы попытаться выяснить правду. Лишним это по крайней мере не будет.
В итоге у Учителя получилась адская смесь из водевиля, трагифарса и подлинной трагедии. Любовные страсти слишком опереточны, чтобы поверить в них всерьез и проникнуться какими-либо чувствами жалости и сострадания. Трагические эпизоды (крушение поезда, Ходынка) на этом фоне выглядят неуместными. Хотя, стоит отдать должное, сцена крушения поезда, в котором ехала вся царская семья, снята очень эффектно, и это, пожалуй, лучший эпизод фильма.
Но в любом случае лучше не петь с чужого голоса, не верить голословным обвинениям в адрес картины, а посмотреть ее самостоятельно и сделать свои выводы. Режиссер Алексей Учитель, как любой художник, имеет право на свое видение, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но все это не стоит ломания копий.