Об этой теневой стороне революции в советское время по понятным причинам говорить было не принято. Однако известно, что в 1915 году Парвус вступил в переговоры с правительством воюющей Германии и убедил его профинансировать революцию в России. Для исполнения своих коварных планов он, перебрав несколько кандидатур, остановился на Владимире Ленине и, как показала история, не ошибся. В «Демоне революции» наглядно показано, как проходили переговоры, что этому предшествовало и во что вылилось.
В роли Парвуса Федор Бондарчук, и это великолепная актерская работа. «Ничего сложнее в своей жизни я, наверное, не играл, - признается актер. - Тот литературный, исторический материал, который я увидел, это действительно подарок». Если про Ленина известно многое, есть и фотографии, и кинохроника, и воспоминания современников, то от Парвуса остались лишь несколько фотографий, и Бондарчуку пришлось лепить свой образ практически с нуля.
Ленина играет Евгений Миронов. С ним рядом боевые соратники и две женщины его жизни - Надежда Крупская (Дарья Екамасова) и Инесса Арманд (Виктория Исакова). Да, этот любовный треугольник в картине обозначен, и впервые в истории отечественной киноленинианы мы видим на экране целующегося Ленина. Целуется Ильич с Арманд. Вообще, как отметил Владимир Хотиненко, ему хотелось показать на экране живых людей, а не застывших героев учебников. Действительно, такого Ленина мы, пожалуй, еще не видели. Хотя Миронов взял, что понятно, все внешние атрибуты образа. По словам актера, он пересмотрел много фильмов со своими предшественниками, его совершенно восхитил в роли Ленина Иннокентий Смоктуновский. Но тем не менее у Евгения Миронова получился свой Ленин, не похожий на остальных. Хитрый, умный, властный, практически чуждый сантиментов. Совсем не добрый «дедушка Ленин», каким нам его представляли долгие годы. И на его фоне «демон» Парвус выглядит обаятельным и жизнелюбивым авантюристом, каковым он, возможно, и был на самом деле.
«У меня, конечно, не было задачи вызвать любовь к образу, а хотелось достоверно рассказать о каких-то чертах характера Ленина, - рассказал Евгений Миронов. - Сейчас выяснилось много интересных подробностей об этом времени. Помню, в детстве у моей тети над кроватью всегда висело два портрета: Иисус Христос и Ленин. С этим мы жили всю мою юность. Помню, как мы с папой зимой стояли в очереди в Мавзолей... Ленин - это человек незаурядных способностей, загадку которого я хотел разгадать. Когда, в какой момент мальчик, у которого случилась беда - казнили брата, мальчик из хорошей семьи, сын учителя решил стать революционером? Что способствовало? Я думаю, это было всегда. Такими революционерами рождаются. Мне кажется, он по каким-то качествам похож на Навального. Эта зацикленность на идее, благородной изначально, что только революционным путем можно очистить человечество от ига капитала...»
Фильм основан на реальных исторических событиях. Но есть здесь и доля вполне допустимого художественного вымысла. Например, авторы сериала придумали, что Парвус был киноманом и у него свой кинотеатр. Владимир Хотиненко подчеркивает, что ему важно было найти современное звучание этой истории.
100 лет отделяют нас от тех страшных, смутных, роковых для России дней. Сколько споров и по сей день вызывает это событие, сколько трудов написано, фильмов снято и сочинено историй! Сериал «Демон революции» хорош уже тем, что пытается разобраться в истоках, причинах произошедшего, понять, когда и каким образом колесо истории повернулось подобным образом и привело к таким грандиозным последствиям.
«Демон революции» хорош и по картинке, выразителен, точен в деталях (прекрасная работа художника-постановщика Сергея Иванова). И смотрится он с неослабевающим интересом, как детектив. Владимир Хотиненко признался, что он бы еще «пожил» в этом материале - тема его не отпускает. Вполне возможно, что режиссер сделает еще и полнометражный фильм на основе отснятого. Ну а пока у нас есть возможность посмотреть многосерийную картину о том, как зарождалась революция.

Интервью с режиссером Владимиром Хотиненко читайте на стр. 24.