Растить в себе человека можно, только помогая другому быть человеком.
О.С.Газман

Начавшаяся в педагогике К.Род­жерса как технология сотворчества учителя и ученика, она нашла свое продолжение в российской педагогике в концепции О.С.Газмана, который доказал, что технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса: это обеспечение комфортного психологического самочувствия учащихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках, умение создать благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки, благоприятный микроклимат в классе, школе. О.С.Газман считал, что необходимо научить ребенка работать с вопросами к самому себе, причем эта деятельность должна быть осознанной. В.П.Голованов, И.С.Якиманская, Т.В.Анохина в своих работах продолжают развивать концепцию технологии педагогической поддержки.
В.С.Богданова и Т.Н.Вабищевич, разрабатывая математическую модель успешности ученика на уроках математики, в процессе обсуждения определили три фактора, мешающих развитию успешного освоения математических знаний, «три «с»:
- страшно;
- скучно;
- сложно.
Именно технология поддержки позволяет перевести проблему «три «с» в ситуацию успеха «три «у»:
- уверенность;
- успешность;
- увлеченность.
Я являюсь сторонницей данной технологии, которую не только приняла, но и попыталась развить и дополнить.
Свою работу с детьми в любом классе я начинаю с «Журнала доверия», который лежит на столе учителя. Ученик до начала урока имеет право сделать в нем свои пометки:
«+» - полностью готов к уроку;
0 - домашнее задание выполнил не до конца, есть затруднения;
«-» - домашнее задание не выполнил.
Данный прием помогает мне собрать достоверную информацию о результатах выполнения домашнего задания, а следовательно, освоения темы и выстроить траекторию дальнейшего действия. Этот прием позволяет легко и быстро сориентироваться при подготовке к уроку и выстроить верное направление работы с детьми. И как результат дети доверяют мне как учителю, в классах царит обстановка комфорта и взаимопонимания.
Необходимо помнить о том, чтобы ученик при изучении любой темы рефлексировал, находил места своего затруднения и без усилий и тревоги ликвидировал их. Для этого создала тетрадь-помощницу. Любой урок, самостоятельная работа сопровождаются тетрадью-помощницей, в которой есть алгоритм решения заданий, и каждый ученик при затруднении может ею воспользоваться. Но есть одно условие: в своей рабочей тетради он должен отметить элемент задания, который использовал из тетради-помощницы.
Важным моментом на уроке является объективная оценка. На листах контроля дети производят промежуточную и итоговую самооценку. А карта личных достижений отражает индивидуальный уровень освоения учебной программы учеником в течение года и дает возможность проследить свой «образовательный маршрут». Таким образом, выявляя ошибки, находя пути их преодоления, ребенок учится корректировать учебные умения, что в дальнейшем позволяет координировать и стимулировать деятельность ученика.
Прием «практическая математика» помогает мне на уроках продемонстрировать практическую необходимость знаний по различным темам. Так, например, при объяснении темы «Значение синуса, косинуса и тангенса в прямоугольном треугольнике» предлагаю создать макет игровой детской площадки.
А прием «практика открытий» помогает ребятам посредством практического осознания увидеть на практике и включить в свой математический вокабуляр различные понятия, например, такие как «Египетский треугольник» и «Пифагоровы тройки».
Мы часто говорим о дифференциации обучения, и я могу поделиться приемом, который условно называю «три «п»: посмотреть - попробовать - применить. Этот прием применяю исключительно в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, это трехуровневая карточка, позволяющая включить низко мотивированного ребенка в работу на любом этапе урока, предложив ему не просто задание, а возможность увидеть алгоритм его выполнения, затем без страха выполнить самостоятельно.
Неоценимую помощь в предметной и личностной дифференциации оказывает мне также прием «цветопись», позволяющий наглядно в цветовом аспекте продемонстрировать ученику определенные позиции задания, вызывающие затруднения.
Все представленные приемы направлены на включение каждого ученика в процесс освоения нового знания и поддерживают мотивацию к обучению.
Важную роль играет умение рефлексировать, осознавать возможный путь своей деятельности. Прием «цветоматрица» - когда предлагается на трафарет нанести цветовые сигналы, отражающие успешность освоения материала каждым учеником:
- желтый - «Я полностью освоил материал урока и уверен в себе»;
- красный - «Я сомневаюсь, все ли я смогу сделать самостоятельно»;
- синий - «Я не справлюсь без помощи учителя»;
- коричневый - «Я буду стараться, но не всегда все смогу сделать самостоятельно».
Все эти приемы помогают создавать ситуацию успеха для каждого ученика, работать на повышение самооценки ребенка и уверенности в собственных возможностях независимо от его интеллектуальных способностей. Применение технологии педагогической поддержки позволяет наблюдать переход от школы памяти к школе мышления.
Применение данной технологии позволяет мне донести до каждого ученика, что «не знающий геометрии да не войдет в академию», как сказал Платон. И, чтобы решить эту проблему, я должна прежде всего эффективно использовать в своей работе индивидуальные формы и методы педагогической поддержки ученика. Речь идет о том, чтобы выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании. О том, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий, и о приобретении учеником опыта осознанного действия в подобных ситуациях.
Преимуществом использования данной технологии как способа организации образовательного процесса на уроке считаю следующее: эмоциональное включение учащихся; изменение представления школьников о математике; освоение основных теоретических положений всеми учащимися; создание условий для организации деятельности учащихся на различных уровнях сложности.
За 15 лет своей педагогической деятельности, находясь в постоянном творческом поиске, апробируя новые технологии, используя новые приемы, я нашла свою педагогическую технологию, которая отвечает моим представлениям и отражает мое педагогическое «я».

​Наталья ЕКУШЕВА, учитель математики средней школы №1 пос. Степное, Советский район, Саратовская область