- «Литературное многоборье» существует пятый год. Проект развивается, расширяется. В этом году число конкурсов увеличилось до семи - это и те состязания, которые уже зарекомендовали себя и стали популярными среди московских школьников и педагогов, и новые интересные конкурсные мероприятия.
Наши традиционные конкурсы - это городской конкурс диктантов, конкурс сочинений «Имя буквы», конкурс чтецов «Живое слово», конкурс ораторов «Слово - золото!». Все эти конкурсы успешны, и мы ими гордимся. Особенно хочу отметить номинацию «Знаем русский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках городской олимпиады школьников. Это первое и пока единственное олимпиадное состязание для детей с ОВЗ в Москве. Большой вклад в его организацию внесла проректор нашего института Елена Викторовна Колтакова.
Что касается новых проектов, то в этом году в рамках «Литературного многоборья» впервые проводятся конкурс социальной рекламы «Грамотный мегаполис» и конкурс литературных перформансов «Поэтические эксперименты».
«Грамотный мегаполис» посвящен Году экологии, который проходит в настоящее время в России. Мы убеждены, что сегодня надо говорить не только об экологии природы, но и об экологии языка и речи. Есть даже такая область знаний - лингвистическая экология. И конечно, нам, как и другим москвичам, небезразлично, каким будет языковой облик нашего любимого города. Поэтому возникла идея конкурса социальной рекламы, в котором школьники могли бы создать собственное высказывание в виде плаката или видеоролика на тему грамотности, культуры речи и общения.
Цель еще одного нового соревнования, конкурса литературных перформансов «Поэтические эксперименты», - дать ребятам возможность ознакомиться с современными тенденциями в искусстве. Как известно, перформанс - это модный вид художественного выступления, воспроизведение наиболее впечатляющих моментов произведения в цитатах и копиях. Для нашего конкурса это выступление должно быть основано на произведениях русской литературы и может проводиться на любых площадках - как в музеях, так и, например, на улице или в школьном дворе. Видеозапись этого выступления присылается на конкурс для участия в заочном отборочном туре, а победители приглашаются в Институт Пушкина на финал.
- Арина Геннадьевна, какую практическую пользу, по вашему мнению, дает школьникам участие в конкурсах Института Пушкина?
- В первую очередь наши конкурсы расширяют кругозор, способствуют повышению мотивации, интереса к предмету изучения, в данном случае русскому языку и литературе. Кроме того, подготовка и участие в конкурсе - это приобретение новых полезных навыков.
Приведу в пример конкурс ораторов, гордость нашего «Литературного многоборья». Ораторский конкурс проводится третий год, и с каждым годом число его участников растет. В ходе подготовки к конкурсу ребята тренируют навыки публичного выступления, которые очень пригодятся при сдаче государственной итоговой аттестации в 9‑м классе, в которую, как известно, сейчас вводится устная часть.
Да и в целом умение красиво и убедительно говорить помогает в жизни. Одна из наших конкурсанток рассказывала, что после участия в финале, который включает не только само выступление, но и ответы на вопросы зрителей, ее навыки убеждения значительно улучшились. Она почувствовала это, когда ей удалось переубедить свою маму в каком-то вопросе.
Конкурс ораторов может послужить ступенькой для выхода в публичное пространство, как это было у нас в прошлом году. В институт позвонили с радиостанции «Эхо Москвы» и предложили пригласить наших лауреатов на передачу, посвященную ораторскому искусству. Мы связались с педагогами, которые готовили ребят, и в итоге двое наших победителей выступали на радио, отвечали на вопросы журналистов и зрителей в студии в компании профессора Владимира Ивановича Аннушкина, бессменного ведущего нашего ораторского конкурса. Еще одного нашего участника пригласили на ТК «Россия», в программу «Синяя птица», он соревновался там в ораторском мастерстве. Так что любой конкурс - это дополнительные возможности как для саморазвития, так и, говоря современным языком, для самопродвижения.
Очень важно отметить и такой момент, как тренировка умения самостоятельно мыслить. В прошлом году в финале конкурса сочинений мы предложили детям после просмотра видеосюжета из «Ералаша» написать сочинение, самостоятельно сформулировав его тему.
Были оригинальные, небанальные работы и интересные формулировки, однако у значительной части ребят это задание - самостоятельно придумать тему - вызвало большие сложности. «Как сами?» - удивлялись они. Кто-то вообще оставил сочинение без заглавия, кто-то использовал домашние заготовки, которые не имели отношения к просмотренному сюжету. На мой взгляд, это тревожный сигнал, который говорит о том, что в школьном обучении явно наблюдается крен в сторону создания текстов по шаблону. Кстати сказать, я три года проверяю итоговые сочинения абитуриентов, которые они подают в вуз при поступлении, и, по моим ощущениям, шаблонных работ с каждым годом становится больше.
- Кстати, о школах. Интересно, какие школы наиболее активно участвуют в конкурсах - обыкновенные или специальные, профильные?
- Мы специально такую статистику не ведем. Все участники очень разные. Есть и обычные школы, и гимназии, и лицеи, есть и государственные школы, и частные. Активно участвуют колледжи. На конкурсе ораторов отличился Колледж полиции: поддержать свою участницу пришел целый отряд, дисциплинированно, в форме, строем. Были активны, задавали интересные вопросы.
У нас есть учителя-передовики, которые каждый год приводят к нам ребят для участия в разных конкурсах. Мы особенно благодарны таким педагогам, потому что подготовка детей к конкурсу - это большой труд.

Приглашаем учащихся школ и колледжей на «Литературное многоборье»!

Институт Пушкина приглашает школьников и студентов колледжей к участию в увлекательных конкурсах. Все, кому нравится изучать русский язык, литературу, риторику, могут попробовать свои силы в наших соревнованиях!

Городской конкурс ораторов «Слово - золото!»
Предмет конкурса: ораторские выступления московских школьников, посвященные актуальным проблемам культуры и общества.
Приглашаются учащиеся 8‑11‑х классов общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования города Москвы.
I этап - заочный. На конкурс представляются видеоролики выступления участника на одну из предложенных тем.
II этап - очный. Финалисты приглашаются в Институт Пушкина, где выступают перед жюри и гостями конкурса, отвечают на вопросы, получают профессиональную оценку выступления. Традиционно финал проводится под руководством профессора В.И.Аннушкина, ведущего программы «Живое слово» на ТК «Культура».
Прием заявок до 16 октября 2017 года.
Контакты: litmnogoborye@pushkin.institute (тема письма - «Конкурс ораторов»).
Подробная информация: Положение о конкурсе.
Конкурс социальной рекламы «Грамотный мегаполис»
Предмет конкурса: тексты социальной рекламы, подготовленные индивидуально или группами учащихся на темы, связанные с грамотностью, речевой культурой, языковым обликом Москвы.
Приглашаются учащиеся общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования города Москвы.
I этап - заочный. На конкурс представляются рукописные или печатные плакаты (А2 или А3) и/или видеоролики.
II тур - очный. Финалисты приглашаются в Институт Пушкина, где выполняют творческое задание по созданию рекламного текста.
Прием заявок: до 7 ноября 2017 года.
Контакты: litmnogoborye@pushkin.institute (тема письма «Конкурс социальной рекламы»)
Подробная информация: Положение о конкурсе.
Конкурс литературных перформансов «Поэтические эксперименты»
Приглашаются: учащиеся общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования города Москвы.
Предмет конкурса: литературные перформансы по произведениям русской литературы, подготовленные и исполненные московскими школьниками. Перформанс может быть исполнен в музеях, художественных галереях, «альтернативных пространствах» (кафе, улица, школьный двор) в сопровождении музыкальных, световых, визуальных эффектов.
I тур - заочный. На конкурс представляются видеозаписи перформансов на тему одного из произведений русской литературы.
II тур - очный. Финалисты приглашаются в Институт Пушкина, где соревнуются в составлении центонов (стихотворений, составленных из известных стихотворных строк).
Прием заявок до 7 ноября 2017 года.
Контакты: kon_perform@rambler.ru.
Подробная информация: Положение о конкурсе.
Городской конкурс диктантов
Предмет конкурса: диктанты с творческим заданием, посвященные 200‑летию со дня рождения А.К.Толстого.
Приглашаются ученики 7‑х классов общеобразовательных школ города Москвы.
I этап - школьный. Проводится на базе образовательного учреждения среди школьников 7‑х классов.
II этап - заочный. Включает проверку работ членами жюри.
III этап - финальный. Авторы лучших работ приглашаются в Институт Пушкина, где пишут сочинение на предложенную тему и выполняют творческое задание (11 ноября 2017 года).
Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.
Городской конкурс сочинений «Имя буквы»
Предмет конкурса: сочинения, посвященные вопросам, связанным с русским языком и речевой коммуникацией.
Приглашаются ученики 5‑9‑х классов общеобразовательных школ города Москвы.
I этап - школьный. Проводится на базе образовательного учреждения по двум возрастным группам: 5‑6‑е классы и 7‑9‑е классы.
II этап - заочный. Конкурсные работы победителей (по одной работе от школы от 5‑6‑х классов и от 7‑9‑х классов) до 10 ноября 2017 года размещаются на сайте ГМЦ ДОгМ и оцениваются жюри.
III этап - финальный. Авторы лучших работ приглашаются в Институт Пушкина, где пишут сочинение на предложенную тему и выполняют творческое задание.
Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.
Олимпиада «Знаем русский язык» для детей с ОВЗ
Проводится в рамках городской олимпиады «Московский школьник XXI века» совместно с ГМЦ ДОгМ.
Приглашаются учащиеся 4‑х классов образовательных организаций города Москвы с ограниченными возможностями здоровья.
Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.
Конкурс чтецов «Живое литературное слово»
Предмет конкурса: художественное прочтение школьниками произведений русской классической и современной литературы.
Приглашаются учащиеся 6‑11‑х классов, являющиеся победителями и призерами окружного этапа городского фестиваля «Эстафета искусств» в номинации «Художественное чтение».
Подробная информация в ближайшее время будет размещена на сайте konkurs.mosmetod.ru.

Мероприятия проводятся при поддержке Департамента образования города Москвы.
Будем рады видеть вас и ваших учеников среди участников наших конкурсов!