У нас в семье 7 приемных детей. Когда мы взяли первых трех, это были двое подростков - мальчик и девочка 14 лет - и девочка 10 лет. Вопрос адаптации не стоял так остро. Ну, во-первых, этих детей я знала, они знали меня. Подростки приходили к нам в гости, знали нашего родного ребенка. Они готовы были переехать к нам, радовались, что у них будет своя комната, можно будет гулять с друзьями из школы. Конечно, никто из детей и не задумывался, что у нас есть огород, за которым надо ухаживать, в доме придется помогать мне с уборкой, папе - с какими-то хозяйственными делами.
Не буду рассказывать о трудностях, скажу, что помогло мне. Нашла очень интересную методику. Она разработана ведущими отечественными и зарубежными специалистами. Методика «книга жизни» (или ее еще называют «история жизни»), по определению Веры Фалберг, - это описание жизни ребенка в словах, картинках, фотографиях, документах…
«Книга жизни» - это своеобразная попытка для ребенка попасть обратно в свое прошлое. Собирая о нем информацию, взрослым можно обсудить с ребенком значительные факты в его жизни, поговорить о людях, которые были рядом. Я уверена в том, что именно такая работа, творческая, где-то индивидуальная, а где-то коллективная, за круглым столом, помогла нам наладить контакт с каждым ребенком.
Дана, на тот момент она была самой маленькой из детей, училась в 4‑м классе, назвала свою книгу «Сказка про Дану». Первая глава - «Это я». Вот что там написано: «Мое любимое время года - зима. Потому что я родилась зимой - день рождения у меня в январе. Наверное, это был самый лучший солнечный день, и лучи солнца спрятались в моих волосах...» (У Даны рыжий цвет волос.) Все странички - это детский шедевр! У каждой свое настроение! Получилось так, что, когда Дане было хорошо, это были цветные, с бантиками, ярко раскрашенные странички. Если же она без интереса вспоминала что-то, то странички, как она говорила, выходили неинтересными, на них либо какие-то бледные рисунки, либо их вовсе нет. Малышке выпало немало испытаний.
Когда я взяла детей из приюта, они не могли понять, почему я хочу уйти, когда я приду. А маленькая Карина даже в ванную комнату не отпускала, боялась.
Первый день пребывания малышей в садике я сразу начала с экскурсии, так получилось, что мое место работы и садик находятся в одном здании. Из окошка дети могли видеть мой рабочий стол. Это их успокаивало. Я обозначила точное время, когда я за ними приду. Так продолжалось почти месяц. Потом все наладилось, ходим в садик с удовольствием.
Часто дети говорят: «Ты моя? Ты меня любишь? Пожалей меня… Спой мне песенку...» Они как бы проверяют степень привязанности - я тебе дорог, я тебе нужен?

Лариса КОЛЫШКИНА, специалист Ветютневского подразделения Волгоградского ППМС-центра