Галина СИБРИКИНА, бабушка первоклассника школы № 4, село Таврическое Омской области:

- Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, кого мы хотим воспитать. Если наше государство будет военизированным, а в форму оденут всех от мала до велика, то ничего, кроме военных наук, изучать в школе и не следует. А если мы хотим, чтобы дети умели думать, то к чему это? Ведь есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», который учит выживать в любых условиях. Есть физкультура.

Подготовить к современной армии в школе, по-моему, невозможно. Главное, чтобы призывник был здоров и умел общаться. А какое здоровье, если при нынешних перегрузках вводятся все новые и новые предметы? Вот спортивных секций действительно должно быть больше. Мне бы хотелось, чтобы мой внук умел думать самостоятельно. Это значит, что нужно развивать его творческие способности, а не умение выполнять команды. Если армия станет профессиональной, тогда для чего готовить к ней каждого? А если в армии ничего не изменится, то готовь - не готовь, а любая мать будет любыми способами «отмазывать» своего ребенка. Желание служить у ребят не появится, какие предметы ни вводи, пока армия не станет человеческой.

А пока... разбирать автоматы и шагать по плацу в части научат все же лучше, чем в школе. Вот чтобы бороться с «дедовщиной», требуются совсем другие навыки: коммуникационные, спортивные, мыслительные в конце концов. Этому могут научить учителя и психологи, только военные предметы тут ни при чем.

Елена ЗОТОВА, учитель математики школы № 121, Нижний Новгород:

- Это мы уже проходили. Есть и положительный, и горький опыт. Возможно, если бы девочек не заставляли маршировать, а реально обучали медицинскому делу или другим навыкам, которые пригодятся в жизни, стоило бы к этому вернуться. Но здесь сразу встанет кадровая проблема. Чтобы ученики относились к этому предмету серьезно, необходимо привлекать профессионалов, заинтересованных и умеющих работать с детьми, а не военных пенсионеров, которые школьников уже считают солдатами и командуют ими, как привыкли это делать в армии.

Вячеслав КОРОВКИН, директор школы № 207, Санкт-Петербург:

- Курс ОБЖ, который присутствует сегодня в школьной программе, содержит в себе элементы начальной военной подготовки. Вводить эту дисциплину отдельно означает вернуться к прошлому, когда армия была едина с обществом. Но сегодня другое время. На мой взгляд, введение Основ военной службы в учебную программу вызовет массу негативных эмоций со стороны родителей. И потом это прямое нарушение Закона «Об образовании», в котором говорится, что введение НВП возможно только с их согласия.

Олег ГАРНИКОВ, ученик 7-го класса, школа № 62, Воронеж:

- Думаю, что такой предмет нужен обязательно. У нас в программе чего только нет: и рисование, и пение, и даже культура общения! А для мальчишек главные предметы - физкультура и что-нибудь военное. Надо, чтобы еще в школе пацанов учили защищать друзей и свою Родину. Сегодня без конца все эти террористы, взрывы! А мы что же, как послушные овечки, должны терпеть? Надо защищаться. Когда мои родители учились, у них был такой предмет, как начальная военная подготовка. А при школе даже свой тир был, и старшеклассники туда ходили стрелять! И собирали-разбирали автомат на время. Это же не только нужное дело, но и интересное! Жалко, что сейчас такого в школах нет.

Егор МАРКОВ, ученик 9-го «К» класса Люберецкой кадетской школы, Московская область:

- Я считаю, что такой предмет, как «Основы военной службы», безусловно, необходим в школе. Во-первых, такие занятия воспитывают чувство патриотизма. Еще это позволяет разносторонне развиваться, многое узнавать. Идет подготовка к армии, и это очень хорошо. Полезно для физического развития, для здоровья. Сверстники тебя уважают. Мы в кадетских классах проходим такую подготовку. Даже когда я был в лагере, ко мне старшие мальчишки по-другому относились, чем к моим ровесникам. Так что я думаю, такие занятия нужны всем, а не только кадетам.