Расскажу о традициях своего детского сада, их немало: лекторий «Юный художник», посещение библиотеки, экскурсии по детскому саду, субботники с родителями, родительский клуб, день рождения детского сада, осенняя ярмарка, соцсоревнование, вожатское движение, «Истории семьи в истории страны», первомайская демонстрация, дискотеки, летние вечеринки с родителями, театральный фестиваль, утренние праздничные встречи, помощь в одевании малышам и многое другое.
Каждое направление деятельности имеет свою целевую аудиторию.
«Подготовишки» (воспитанники подготовительных к школе групп) - это «элита» детского сада, поэтому для них все самое научное, экстремальное и творческое.
Лекторий «Юный художник» проходит раз в месяц, его ведет не свой воспитатель, а приглашенный специалист, который рассказывает об истории живописи, показывает картины, дискутирует с ребятами об особенностях стиля и дает возможность попробовать свои силы в создании нового образа.
Экскурсии по детскому саду - только для выпускников, провожу их я, заведующая. Дети начинают мысленно готовиться к экскурсиям уже со старшей группы, а отправляемся в «путешествие» мы только после выпускного. Тайных мест в детском саду не остается, мы забираемся на чердак, знакомимся с бойлером, прачечной, вентиляционными камерами, пищеблоком, исследуем подвал и т. д. После этой экскурсии ребята ощущают себя очень взрослыми и отважными.
Вожатское движение - это летняя традиция. Четверо «подготовишек» на неделю берут под свою опеку группу малышей, помогают одеваться, играют с ними на площадке, рассказывают сказки, занимаются с ними. В конце недели обсуждают со старшим воспитателем свои успехи и неудачи и передают вожатские галстуки следующим желающим.
Для всех ребят детского сада проводится летнее соцсоревнование - это когда каждый день группа трудится и фиксирует свои успехи на листе достижений. А в конце недели лучших награждают, вручают кубок, благодарят.
Мамы и папы - это самые «переживательные», тревожные, требовательные и надежные участники образовательного процесса. Для них - только проверенные формы, например весенний субботник. В теплый весенний день мы приглашаем мам и пап совершить трудовой подвиг. Заранее готовим краску, уборочный инвентарь, планируем фронт работ, печем булочки, включаем музыку и за один день все вместе наводим порядок на территории детского сада. А через пару недель проводим вечеринку - сидим на траве, предлагаем беспроигрышную лотерею, жарим шашлыки из хлеба, запускаем воздушных змеев…
Дети, родители и сотрудники - это переплетение эмоций, творчества, чувств и знаний, для них все самое лучшее и интересное.
Первомайская демонстрация - дети и родители рисуют транспаранты, сотрудники сооружают трибуны, педагоги готовят лозунги, все дружно маршируют мимо детского сада с радостными возгласами и хорошим настроением.
День птиц - весну встречаем все вместе и заботимся не только о себе, но и о скворцах, которые скоро должны прилететь. Пятьдесят семь скворечников в этом году сделали ребята вместе с родителями, а это значит, было как минимум 57 историй, рассказанных папами и дедушками, и 57 ребят, которые гордились результатом труда своей семьи.
Почему же так важны традиции для развития отдельно взятого детского сада и, может быть, всей системы дошкольного образования?
Читая книгу, мы не получаем сиюминутную пользу - это долгий процесс осмысления, переживаний и осознания. Так и традиции в детском саду объединяют всех участников образовательного процесса и создают возможность получить отсроченный результат - эмоциональный, творческий, методический…
И если мы можем поддерживать традиции, то у нас есть силы и желание развивать детский сад.

Ольга СЕМЕНЯК, заведующая детским садом №308 «Звездочка» города Челябинска, победитель заочного конкурса на лучший доклад по теме «Экосистема дошкольного образования»
Фото из архива детского сада