Темп современной жизни, развитие науки и технологий требуют от человека способности постоянно меняться, совершенствоваться, перестраиваться, осваивать новые области и подходы как в жизни, так и в сфере своей специальности. Необходимость повышения квалификации учителей не вызывает сомнений, более того, это обязательный элемент профессиональной деятельности. Однако ни для кого не секрет, что основная масса курсов для педагогов работает по схеме: «отчитали» нужное количество часов, собрали рефераты - и дело сделано. К тому же далеко не все курсы, особенно государственные, то есть бесплатные, представляют интерес и практическую значимость.
И даже вне зависимости от качества самих занятий учебный процесс требует постоянного, а не эпизодического повышения квалификации, беспрерывной поддержки педагога, поиска и освоения новых подходов, приемов, технологий, коллективного обсуждения школьных проблем. Естественным будет вывод о необходимости создания гибкой и действенной системы обучения сообщества преподавателей. Эту задачу можно и нужно решать с помощью цифровых технологий - необходимо развивать систему дистанционных курсов повышения квалификации, обеспечить обратную связь с преподавателями и постоянный доступ к электронной базе тематических материалов, особенно для специалистов и экспертов ЕГЭ и ОГЭ. Конечно, дистанционные курсы в системе повышения квалификации есть и сейчас, но их мало, и они не обеспечивают постоянного сопровождения ежедневной работы учителя.
В движении и развитии человеческой жизни значительную роль играет также творческий, неординарный подход к обыденным вещам и повседневным действиям. Открытия, новые знания и технологии - продукт чьего-то озарения, связанного с ломкой стереотипов. Это можно отнести и к образованию, ведь настоящий учитель - человек талантливый, творческий. Но, к сожалению, образование у нас одна из самых бюрократизированных областей. Не секрет, что неудачные эксперименты в области реформирования образования - «заслуга» чиновников, которым часто нужны не гении и таланты, а персонал, не служение обществу и долгу, а набор услуг. Россия не раз расплачивалась за стремление слепо копировать западные модели и образцы. Думается, что Ломоносов, настоящий русский педагог-реформатор, приложивший немало усилий для развития национального образования, ужаснулся бы многим нововведениям.
Извечная склонность чиновников к регламентированности, единообразию и тотальному контролю мешает развитию и личности учителя, и образовательной среды в целом. Конечно, без единого образовательного пространства, общих программ и контроля нельзя, но стоит попробовать найти такие инструменты, которые помогали бы избавиться от рутины в работе, берегли ценное время учителя для саморазвития и творчества, ведь все это в конечном итоге будет подарено детям - будущему нашей страны. Так, например, электронный журнал должен быть удобным не столько для чиновника, сколько для педагога, учеников и их родителей. Этот ресурс должен иметь интуитивно понятный интерфейс, служить средством мотивации ученика, а не бездушным «счетчиком». Ну и просто стабильно работать...
И, конечно, просто необходимо поддерживать талантливых, одаренных педагогов, распространять их опыт, поощрять, создавать условия для свободного творчества во благо общества. И здесь есть проблемы, решить которые можно только на законодательном уровне. Так, например, в случаях творческой обработки кино- и видеоматериалов при подготовке к уроку учитель упирается в закон об авторском праве. Настоящее глубокое образование невозможно без опоры на культуру, особенно в гуманитарных областях. А произведения культуры - объект авторского права.
Согласно сегодняшнему законодательству если учитель показал на уроке отрывок из кинофильма «Война и мир» Бондарчука - закон не нарушен. Но если разработка урока с включенными фрагментами фильма выложена в Интернет, то наследники Бондарчука могут легко привлечь преподавателя к судебному разбирательству. Или, если учитель «переработал» видео из фильма - сделал его интерактивным, включил текст Л.Н.Толстого, отрывки из критики, - то он опять преступил закон. Когда коммерческие фирмы берутся за создание мультимедийных ресурсов, то они в силах решить вопрос об использовании тех или иных объектов авторского права. А вот преподаватель себе такого позволить не может, хотя, безусловно, его творческая «переделка» более социально востребована. Уже не говоря о том, что преподаватель обрабатывает любой авторский материал корректнее и конструктивнее, ведь он исходит из образовательной необходимости и руководствуется опытом работы с произведениями искусства.
Разумеется, в идеале хотелось бы, чтобы законодатели обдуманно закрепили за учительским сообществом право на безвозмездное использование, транслирование и переработку объектов авторского права в образовательных целях. А особенно интересные работы, которые стали популярны в учительской среде и служат благородным целям всеобщего образования и воспитания, необходимо отмечать и поощрять.
Приятно осознавать, что сообщество московских учителей по сей день, не страшась инноваций и цифровых технологий, готово рождать в своей среде удивительно талантливых профессионалов, педагогов, не равнодушных к своей работе. Учителей вдохновенных, способных к творческим озарениям, к неожиданным открытиям и генерированию потрясающих идей. Эти люди двигают вперед наше общее нелегкое дело, к которому относятся по-настоящему искренне, живо, неформально. И таких людей необходимо поддерживать, стимулировать и не давать им «погаснуть».

Игорь БУЛГАКОВ, учитель школы №1360