Нельзя недооценивать роль видео в жизни сегодняшнего школьника. Что бы ни произошло рядом с ним, современный ребенок реагирует мгновенно и конкретно - достает телефон или планшет и начинает снимать. Дети выкладывают в Интернет съемку своей жизни, ведут живые блоги, сами снимают клипы, мини-фильмы, видеоинструкции, как заколдованные реагируя на словосочетание YouTube. Все это говорит о довольно серьезном изменении механизма восприятия и обработки информации у современного ребенка, не случайно способ мышления поколения Z называют клиповым сознанием.

За последние годы появилось огромное количество новых предметов, изучаемых в школе, - технических, естественно-научных. Только гуманитарная сфера словно законсервировалась. А при этом создание и введение курса, основанного на визуализации художественного образа, не только заинтересовало бы детей, но и позволило бы поработать над развитием таких навыков, как интерпретация авторского текста, понимание контекста и роли художественной детали, умение видеть в литературе кинематографические приемы и наоборот. Обсуждая ту или иную экранизацию, можно устроить с ребятами диспут, в котором стороны будут обсуждать спорное режиссерское видение или нестандартные решения сценариста. Стоит ли отдельно говорить о роли, которую грамотно подобранная видеотека может сыграть в школьной воспитательной работе... Ну и, конечно, представьте детский восторг, когда домашние задания состоят из необходимости посмотреть кино, мультфильм или видеоклип.
Кинематограф - богатейшая сфера для применения всех талантов учителя гуманитарного направления: подобрав и «нарезав» эпизоды из разных кинопроизведений, можно проследить развитие конкретной идеи или мысли в искусстве. Любой педагог подтвердит - очень удобно, когда под определенную тему урока по литературе или истории подходит отрывок из фильма или мультика. А главное - кино представляет собой уникальный набор метапредметностей, столь любезных новому образовательному стандарту. Хороший, качественный фильм - это организм, в котором живут и дышат и литературный текст, и авторская музыка, визуализированный пейзаж, художественное оформление интерьеров и костюмов, режиссерское видение исторического контекста. При этом фильм имеет и технологическую изнанку - он снят на пленку или цифру, смонтирован, озвучен, доведен до ума компьютерной графикой.
Для учителя литературы кинематограф просто бесценный ресурс. Во-первых, это один из видов драматического искусства. Уже довольно давно на уроке по теме «Драма» можно опереться не только на текст пьесы, предназначенной для постановки на сцене, но и на качественный сценарий к фильму. Во-вторых, огромное количество экранизаций классических произведений дает учителю удобный иллюстративный материал для урока, а ученикам позволяет взглянуть на уже знакомый текст под новым углом и согласиться с этим видением или оспорить его. В-третьих, кинематограф позволяет отработать с детьми глоссарий - показать на примере современных фильмов, как выглядит аллюзия или что такое реминисценция. И, наконец, кино дает возможность оживить довольно скучную для подростка работу над биографическим материалом. Сейчас вышло несколько довольно удачных фильмов о жизни и творчестве писателей и поэтов. В их числе есть, конечно, спорные вещи, например еще горячий «Гоголь. Начало». Но когда подобные фильмы становятся культовыми, вот тут, на мой взгляд, и требуется вмешательство педагога - необходимо весомо и аргументированно, если нужно, иронично прокомментировать неточности и заведомую ложь, художественный вымысел и недопустимый домысел.
Список тем, под которые можно подобрать киноленты, неограничен. Мало того, это тот материал, который подходит для любого детского возраста. Так, например, в начальной школе интереснейший курс можно простроить, подобрав тематические мультфильмы. Такая тема, как «Интерпретация классических сказок в творчестве Уолта Диснея», не только вызовет бурное ликование детей, но и позволит учителю ненавязчиво привлечь детей к чтению и потренировать детскую внимательность, предложив найти отличия между книгой и анимационным фильмом. Здесь же замечательно сработают и межпредметные связи, например с музыкой - в диснеевских мультфильмах часто поют, и делают это высокохудожественно.
С малышами можно и нужно смотреть любимые всеми россиянами знаменитые отечественные мультфильмы «Падал прошлогодний снег», «Жил-был пес», «Фильм, фильм, фильм», «Гагарин», потрясающие серии про Карлсона, Винни-Пуха, Чебурашку, «Ну, погоди!», «Следствие ведут Колобки». И дать возможность детям порассуждать: чем от иностранных отличаются русские мультики? и почему многие фразы из них стали крылатыми? А подводя итог курса, можно попросить ребят принести в класс свои любимые русские анимационные фильмы по заданной учителем тематике - про дружбу, про любимых животных - и рассказать, что особенно нравится в мультике.
Для ребят постарше можно подготовить интереснейший ряд фильмов о войне - от старых черно-белых советских до современных, в которых яркие и масштабные спецэффекты часто затмевают идейное содержание. Или предложить детям необычное, парадоксальное видение знакомой темы, например полнометражный мультфильм-аниме «Первый отряд» про пионеров-магов, сражавшихся со злом во время Великой Отечественной войны. Это произведение анимационного искусства несет принципиально важную идею - уважение авторов к подвигу русских людей, и все же фильм представляет собой довольно любопытное современное явление, отражающее принятую сейчас вольность в интерпретации не только художественных сюжетов, но и исторических событий. Поэтому можно предложить ребятам написать рецензию и высказать свое отношение к подобным вольностям. Важно то, что на примере хорошо подобранных сильных и талантливых фильмов можно построить целый цикл уроков патриотического воспитания.
Кинематограф становится для неравнодушного талантливого преподавателя уникальным образовательным ресурсом, позволяющим поднять в рамках урока интересные, актуальные или спорные вопросы, красочно проиллюстрировать ту или иную тему. Разумеется, не обойтись без трудностей: любой фильм - это объект пресловутого авторского права. Но думается, если педагогическое сообщество начнет двигаться в этом направлении, что-то может поменяться и на законодательном уровне. В конце концов, представьте, как приятно быть режиссером, который может сказать: «Мое творчество проходят в школе!»

Дарья ХЛЕСТОВА, учитель литературы школы №1505