Словения
В мировом рейтинге страна занимает 13-е место. И многие россияне, пожившие какое-то время в этой стране, о местной системе школьного образования отзываются с нескрываемым восторгом. В Словении нет привычного нам разделения на начальную и среднюю школы. Вместо этого процесс получения среднего образования разделен на две ступени. Первая одинакова для всех - это 9 лет основной школы. Вторая, завершающая ступень, длится от 2 до 4 лет, в зависимости от выбора учащегося это может быть гимназическая программа, среднее профессиональное, среднее специальное образование или разные уровни программы ECTS.
Словенские дети поступают в школу в том календарном году, в котором им исполняется 6 лет. В первом классе воспитатель помогает учителю, который и будет вести все уроки до четвертого года обучения включительно. Оставшиеся 5 лет основного образования преподавать школьникам будут учителя-предметники - в этом плане словенская система схожа с другими странами постсоветского пространства. Программы всех школ в Словении аккредитованы на государственном уровне, что позволяет получить одинаково качественное образование и в столице, и в самой маленькой деревушке.
Государственные основные школы закреплены за районами, но ребенка могут принять и в любую другую, если там есть свободные места. Для детей с особыми потребностями существуют специальные программы. Первые годы в школе направлены на развитие ребенка как личности. Отстающим ученикам помогают более успешные. Для иностранцев в школах часто организуют бесплатные занятия словенским - до или после основных уроков. Педагоги очень открыты и терпеливы, готовы помогать и объяснять, так что проблемы часто решаются на этапе возникновения. Но при возникновении трудностей принято не стесняться обращаться к школьному психологу, который своевременно поддержит и приведет в норму состояние ребенка.
Сама учебная деятельность включает в себя много творческих мероприятий - поездок, походов, посещений музеев, участие во множестве ярмарок и спектаклей. Детей учат думать и анализировать, мотивируют к изучению материала и подготовке к последующим итоговым зачетным мероприятиям. За время обучения в основной школе необходимо дважды сдать обязательные государственные экзамены. После шестого класса в список предметов входят математика, родной для региона проживания язык - словенский, итальянский или венгерский, а также первый иностранный. После девятого класса к уже перечисленным предметам добавляется еще один - по выбору, из утвержденного списка. Сдав все экзамены, школьник совместно с родителями принимает решение - пойти в обычную «общеобразовательную» гимназию или перейти в «специализированную» гимназию с уклоном в определенные предметы или углублением в конкретную профессию.


Франция
В рейтинге она стоит на 24-м месте. Обучение в начальной школе в этой стране длится до 11 лет. С семи до восьми дети проходят базовый курс, с девяти до десяти - средний курс. Основные направления начального образования - математика, успешная коммуникация, умение правильно говорить и писать по-французски и эстетическое воспитание. Школьной формы нет. Родители стараются отдать ребенка в учреждение, которое находится поближе к дому. На этом этапе учителя помогают наиболее успевающим «перепрыгнуть» в следующий класс, чтобы не было скучно на уроках.
В 11 лет французские школьники поступают в коллежи, которые обучают детей по единым стандартам образования. Коллеж во Франции - это обычная европейская средняя школа, где учатся четыре года. Классы коллежа нумеруют в обратном порядке. В шестом, то есть первом в этом блоке, классе изучают адаптационный курс. Он состоит из нескольких общеобразовательных дисциплин - это математика, французский и дополнительный иностранный язык, а также история. Пятый и четвертый классы называются центральным курсом. За эти два года программа пополняется еще несколькими предметами - еще одним иностранным языком, химией, физикой, латынью или греческим. Третий класс, он же последний, называется ориентационным. Начинается специализация, когда углубленно преподают предметы, которые школьник будет изучать в дальнейшем. Ученик также может выбрать особый предмет «Вступление в жизнь - выбор профессии». После окончания коллежа выдается аттестат о неполном среднем образовании. На этом обязательное образование заканчивается.
С каждым годом обучение становится все сложнее, и часто случается так, что студент, прекрасно успевающий в коллеже, не может справиться с программой лицея. С двенадцати лет французов учат писать исследования - навык особенно важный для лицея. В школах также очень ценится умение вести дебаты, оппонировать, задавать вопросы, критически, логически и философски мыслить.


Финляндия
Финское образование занимает лучшие позиции во всемирных рейтингах. Более того, согласно исследованиям международной организации PISA финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Также финские школьники признаны самыми читающими детьми планеты. Они заняли второе место в мире по уровню знаний в области естественных наук и пятое - в математике. Согласно тем же исследованиям финские дети проводят в школе наименьшее количество времени, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.
Возможно, такие высокие результаты объясняются тем, что правительство четко и последовательно придерживается некоторых принципов. Так, например, в стране не существует лучших или худших школ, учеников, учителей, родителей, предметов. В самой крупной школе страны учатся 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. И нет второстепенных дисциплин. Все ученики считаются особенными, как гениальные, так и те, кто отстает. Они учатся вместе, и никого не выделяют. Дети-инвалиды обучаются в общих классах вместе со всеми, при обычной школе могут быть созданы классы для ребят с дефектом органов слуха и зрения. При этом каждый ребенок в Финляндии учится по индивидуальному учебному плану. У каждого ученика свои учебники, количество и сложность заданий. На одном уроке дети выполняют «свои» задачи, что оценивается индивидуально, и, конечно, запрещено сравнивать детей.
Особо стоит отметить, что в финской школе действует принцип уважительного отношения к ученику и к учителю, поэтому ребенку с первого класса объясняют его права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Труд учителя в свою очередь считается одним из самых уважаемых в обществе и соответствующим образом оплачивается. Для примера, помощник преподавателя получает заработную плату от 2500 евро, а специалист, учитель-предметник - до 5000.
Следующий принцип финской системы образования хочется сделать девизом каждой школы - детей надо готовить к жизни, а не к экзаменам. В учебных заведениях преподают только то, что пригодится в жизни. Дети не изучают принцип устройства доменной печи, зато могут сами сделать сайт-визитку, посчитать процент налога на наследство или заработной платы в будущем, вычислить цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на заданной местности. Выпускаясь из школы, ребята способны самостоятельно мыслить и сами получать знания, поскольку они не заучивали готовые формулы, а научились пользоваться источником, справочником, Интернетом, калькулятором, то есть привлекать нужные ресурсы к решению актуальных проблем. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни.
Экзаменов нет, есть несколько тестов, но к ним не относятся слишком серьезно. И вообще, кстати, в Финляндии нет никаких проверок, роно, методистов, обучающих, как обучать. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим для своих учеников. И учиться никто никого не обязывает и не заставляет. Учителя стараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка не будут «бомбить» неудовлетворительными оценками, а сориентируют на практически применимую в будущем «несложную» профессию - кто-то же должен хорошо стричь, водить автобусы, продавать хлеб.
Итак, в каждой стране есть свои нюансы в системе образования, но их объединяют несколько принципиальных позиций, которые неплохо было бы и нам взять на вооружение. Во-первых, довольно долгий период начального обучения, направленного на усвоение базовых метапредметных умений и навыков. Во-вторых, общая направленность образования не на фундаментальные знания, а на умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию. И в-третьих, равенство, но не уравниловка. Всем учащимся предоставляют равные возможности, но не требуют от всех равных результатов. При этом не обвиняют учителя в том, что ученик не может или не хочет осваивать программу, ведь не зря говорят: «Привести лошадь к воде может и один человек, но даже сорок не заставят ее пить». И самое главное - школа должна готовить человека к успешной жизни, учить его общаться и выстраивать отношения, а не гоняться за высокими баллами и рейтингами.

Елена АВДЕЕВА, учитель истории школы №386