В защиту необходимости религиозного воспитания молодого поколения традиционно в России выступали лучшие представители науки и искусства. Здесь можно привести высказывание академика Д.С.Лихачева, который, кстати сказать, жил и работал в атеистическое советское время: «Будь верующим - вера обогащает душу и укрепляет дух». Интересно отметить, что чувство священного воспитывает в юных россиянах и государственный гимн страны, где есть такие слова:

Россия - священная наша держава,
Хранимая Богом родная земля.

Несмотря на это, введение в школах предмета «Основы православной культуры» встретило в обществе определенное сопротивление. Оно объясняется опасением, что данная учебная дисциплина вторгается в область свободы мысли людей неверующих и представителей других религий. Но, во-первых, у родителей есть возможность выбрать для ребенка альтернативный предмет, согласующийся с их взглядами и мировоззрением. А во-вторых, знакомство с православной культурой, которая многие сотни лет являлась важной частью истории России, не лишает человека свободы выбора в религиозном вопросе, а лишь делает богаче его в общекультурном смысле. Вопрос же вероисповедания всегда остается глубоко личным, и главную роль здесь всегда играет семья. А христианские заповеди - основа православного христианского учения - по сути своей есть понятия общечеловеческой нравственности, проявления которой так не хватает нашему обществу. Поэтому просвещение в области православной культуры нуждается в понимании и поддержке.
Существует и еще одна трудность. Чтобы учить какому-то знанию и умению, наставнику необходимо этими знаниями и умениями обладать самому, а с этим, когда речь идет о религиозном воспитании, дело обстоит сейчас достаточно сложно. Главная причина, возможно, заключается в том, что православная культура сегодня только начинает выходить из своего самого жалкого состояния за всю христианскую историю России. Несколько поколений русской творческой интеллигенции, за малым исключением, не поддерживали связь с православной традицией, которая сильно от этого пострадала и оскудела. Современное поколение взрослых активных деятельных россиян выросло в период атеизма. И не для всех очевидно, что фундамент становления истинно русского характера - в возрождении духовности. Дело воспитания детей не может существовать без нравственных идеалов, без которых не развивается душа. И разве православные святые, их служение России, людям не есть пример такого идеала?
Такие понятия, как стыд и целомудрие, которые забываются или становятся объектом насмешек в нашем обществе, именно православная культура сохраняет как ценности. Нельзя не считаться с тем, что православие сыграло исключительную роль как в жизнеустройстве всего нашего государства и общества, формируя духовные и нравственные ориентиры, так и в вопросах утверждения роли семьи для гармоничного развития личности. Важно отметить и серьезнейший эстетический потенциал православия, приобщить к которому растущего человека можно через красоту православной архитектуры и иконописи, литературы и поэзии.
Предмет «Основы православной культуры» решает конкретные образовательные и познавательные задачи: знакомит с основными религиозными понятиями и представлениями, с историей Ветхого и Нового Заветов, с образцами личного подвига благочестия, с устройством православной церкви и храма, раскрывает содержание и смысл православного искусства и основных праздников. Перед преподавателем ставятся чудесные высокие цели - дать детям настоящие ориентиры добра, чистоты, истины, любви в образцах жизни верующих людей. А главное - православные уроки позволяют воспитывать в детях отзывчивость и неравнодушие, уважение к сверстникам и старшим, учить мирно решать конфликты, развивать способность к сопереживанию и взаимопомощи.

Любовь ГВОЗДЕВА, учитель начальных классов школы №386