Платон когда-то назвал музыку главным учебным предметом. В школе №368 учителя на практике воплощают идею всеобщего музыкально-эстетического образования - идею, привлекавшую многих педагогов в области искусства. Преподаватели школы, опираясь на принципы системы Эльконина - Давыдова, используют методику трехуровневого обучения. Она особенно актуальна, когда речь идет о детях, обладающих разным исходным комплексом музыкальных данных. Здесь особенно важно развить эмоциональное восприятие музыки и творческое мышление у каждого ребенка, раскрывая его индивидуальные способности. С этой целью педагоги используют приемы, направленные на личностный рост ребенка, на усиление творческой мотивации, и создают условия для осознанного и радостного служения искусству, как бы громко это ни звучало.
Проблемы апробации и адаптации программного обеспечения являются приоритетными в научно-методической деятельности учителей музыки. Грамотно проанализированные и переработанные под конкретные образовательные потребности программы позволяют сохранить лучшее, что дала школе отечественная музыкальная культура, и использовать систему обучения, где теория и практическое освоение музыкальных инструментов существуют в тесном единстве. Учителя все чаще привлекают детей к таким необычным видам деятельности, как исполнение собственных сочинений, семейные концерты, объединение в один музыкальный коллектив учеников разного возраста, педагогов и концертмейстеров. Все это не только развивает художественные способности детей, но и помогает овладеть музыкальным и сценическим этикетом.
Как уже было сказано, основная цель музыкального образования в школе - эмоциональное и духовное развитие каждого ребенка независимо от его природных способностей. В школе есть все возможности проявления творческого потенциала детей через активные формы приобщения к искусству. Это многогранная концертная практика как в рамках образовательного учреждения - ассамблеи, вечера, музыкально-литературные гостиные, так и вне этих рамок - олимпиады, конкурсы и фестивали. Такие мероприятия являются не только замечательным средством мотивации учащихся, но и объективным подтверждением высокого уровня достижений ребят. Ученики школы №368 регулярно участвуют и получают призовые места на таких музыкальных конкурсах, как «Каждый класс - хор», «Хрустальная капелька», «Юные таланты Московии», «Музыка ХХ века», «Подснежник», Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина и других. Незабываемые впечатления и переживания дарят юным музыкантам выступления на гала-концертах престижных московских конкурсов на сцене Московского дома композиторов, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Московского международного дома музыки. Приятно отметить, что воспитанники школы №368 покоряют жюри и публику особым отношением к музыке, непосредственным по эмоциональному воплощению и глубоким по проникновению в содержание исполняемого. Да и сами учителя этих одаренных учеников - неоднократные лауреаты различных творческих конкурсов.
Неравнодушное отношение ребят к музыкальным дисциплинам объясняется тем, что в стенах школы пульсирует настоящая творческая жизнь. Проходят торжественные ассамблеи, посвященные великим отечественным и зарубежным композиторам и дирижерам. Замечательные даты и наиважнейшие события нашей истории отмечаются детскими концертами к Дню защитника Отечества, Дню Победы, освобождению блокадного Ленинграда.
Особый акцент делается на патриотическом воспитании ребят. Преподаватели музыкальных дисциплин ищут ту необходимую интонацию, пронзительную и живую, которая могла бы затронуть тонкие душевные струны каждого ребенка и дать толчок к пробуждению его гражданских чувств. Концерты в подшефных доме ветеранов, госпитале, детском доме готовятся учениками школы с большим энтузиазмом и обогащают их новыми жизненными впечатлениями. У детей формируется понимание социального значения искусства, растет понимание того, что наслаждение творчеством может и приносить удовольствие, и порой даже врачевать. В выступления ученики, педагоги, родители всегда вкладывают не только любовь к искусству, но и много человеческого тепла.
На разных этапах деятельности учителя музыки ведут поиски эффективных приемов обучения и развития детей, используя приемы и эмоционально-образной педагогики, и системы особого распева - сольмизации, и элементы дыхательной гимнастики. В основу работу дружного объединения талантливых педагогов, разумеется, положены разработанные мэтрами системы воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры. Но главным вкладом в копилку учительского мастерства становятся собственный опыт каждого неравнодушного учителя, его яркая творческая индивидуальность и музыкальная одаренность.

Оксана МИРНАЯ, педагог дополнительного образования школы №368 «Лосиный остров»