В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России.
Владимир Путин

Думается, что современная российская школа отвечает на оба запроса. Именно поэтому в ней активно реализуется концепция развития дополнительного образования; растет понимание того, что для воспитания гармоничной личности необходимо создание единого образовательного пространства. В наши дни, когда дети являются активными пользователями электронных ресурсов, им уже недостаточно просто знаний в рамках школьной программы. Их потребности гораздо шире. Вот почему дополнительное образование становится уникальной возможностью удовлетворить интерес подростков к поиску того, что нравится, к открытию способностей и развитию талантов в различных областях науки, творчества и спорта.
Выбирая то или иное дополнительное занятие, ребята не просто приобретают интересное хобби, для многих эти увлечения определяют дальнейшую профессию и жизнь в целом. Тогда почему же дополнительное образование называется именно так? Часто слышишь: «Не обязательное. Не столь важное. Несерьезное». Но давайте взглянем на это понятие глазами подростка. Ребенок изучает в школе базовые предметы, по которым он будет сдавать государственные экзамены. Изучение этих дисциплин, безусловно, важно для воспитания развитой и образованной личности. Но бывает, что основные предметы не столько неинтересны детям, сколько не дают возможности для реализации конкретного таланта и развития индивидуальных способностей. Вот тут на выручку и приходит система дополнительного образования. Она дает возможность ребенку раскрыть свои дарования и стать успешным. Ведь у подростка, не успевающего по математике, могут быть выдающиеся спортивные или уникальные музыкальные способности. А любому педагогу известно, что успешность и удовлетворение от побед дают возможность ребенку поверить в свои силы и часто ведут к улучшению результатов и по обязательным предметам. Здесь и пересекаются дополнительное и основное образование. Получив признание на конкурсе или в спортивных состязаниях, ребенок испытывает то чувство, которое останется с ним на всю жизнь как лучшее воспоминание о школьных годах.
Важно отметить, что еще одной значимой целью дополнительного образования является предоставление детям возможности попробовать себя в разных творческих и научных областях в преддверии выбора профиля и будущей профессии. Именно дополнительное образование предоставляет ребенку право «примерить»: пришел, позанимался, не понравилось - перешел на другой курс. С обязательными уроками так не поступишь. Поэтому редкая для подростка возможность свободного выбора развивает в нем интерес к новым знаниям, умение принимать решения, формулировать и обосновывать свое мнение. Конечно, нам, педагогам, хотелось бы, чтобы ребенок действительно пробовал сам совершать выбор, а не исключительно реализовывал желания своих родителей. Поэтому, когда речь идет о дополнительном образовании, надо стараться поддерживать именно трехстороннее общение: преподаватель - родитель - ребенок.
Дополнительное образование тем и отличается, что позволяет детям заниматься чем-то искренне любимым. Бывает, конечно, что в конкретном учебном заведении в курсах дополнительного образования какого-то предмета нет. С одной стороны, грамотному руководителю достаточно провести мониторинг интересов детей до формирования учебного плана. Но с другой - возникает серьезный вопрос о достойных кадрах. Не случайно на одно занятие выстраивается очередь из желающих пройти курс, а на другое, даже «трендовое», и пары человек не набирается. Ведь педагог, особенно дополнительного образования, должен быть по-хорошему фанатичным, чтобы «зажечь» ребят. И здесь часто очень удачным оказывается выбор специалистов из сфер, напрямую не связанных с педагогикой, но людей, увлеченных своим делом и любящих детей. Приятно отметить, что сейчас такие люди с удовольствием приходят работать в школу.
Еще одно принципиальное отличие дополнительного занятия от обязательного урока - в форме и месте проведения. Мы живем в удивительном городе - Москва предоставляет самые широкие возможности для проведения интереснейших занятий вне школы. Парки, театры, музеи, уникальное столичное метро, крупные коммерческие и государственные предприятия, дворцы и усадьбы открыты для экскурсий и мастер-классов.
Подводя итоги, хочется сказать: талантливо разработанная система дополнительного образования дает возможность ребенку не только почувствовать себя успешным во время обучения в школе, но и добиться побед на самых разных уровнях в науке, творчестве или спорте и сделать интересным, уникальным и достойным свое будущее.

Светлана МЕШКОВА, директор школы №1404 «Гамма»