Методическая работа является системообразующим элементом в деятельности любого учебного заведения. Методисты задают перспективные направления развития учреждения и отслеживают достижение результата, определенного государственным и социальным заказом. Важно своевременно отслеживать «слабые места» учебного заведения - профессиональные дефициты - и оперативно решать проблему нехватки конкретных специалистов или направлений деятельности. В этом аспекте тема повышения квалификации и самообразования педагога становится важнейшей зоной внимания.
Стандарты всех ступеней образования обязывают ученика овладеть методами и приемами подготовки и защиты индивидуального проекта или исследования. При этом учитель должен уметь создать условия для развития познавательной мотивации ученика, его самостоятельной деятельности, навыка презентации результата и рефлексии. Педагог, «не проживший» все этапы создания проекта, не сможет грамотно и в полном объеме осуществить сопровождение работы ученика. Учитель должен понимать и уметь объяснить, как происходит выбор темы проекта, как формулируются проблема и актуальность, ставятся цели и задачи работы. Пройдя, собственно, весь путь проектирования от методологического обоснования через практическую часть к выводам и формулировке результатов, преподаватель наилучшим образом сможет объяснить воспитаннику последовательность и значение каждого этапа. Как и для детей, для учителя формой представления результатов самообразования становится защита индивидуального педагогического проекта.
В нашем учебном заведении для проектов преподавателей предлагаются самые разные темы: «Создание и апробация электронных сценариев модуля уроков в системе МЭШ», «Проведение проектных уроков в рамках рабочих программ (1-6-е классы)», «Разработка профильного погружения как способа организации исследовательской деятельности старшеклассников (10-11-е классы)», «Метапредметное погружение как способ организации исследовательской деятельности обучающихся основной школы (7-9-е классы)», «Внеурочное интерактивное мероприятие как коллективообразующее направление деятельности педагога», «Активные формы физического/творческого развития обучающихся» и другие.
При этом каждая тема - это реальное и востребованное направление в развитии нашего учреждения, а педагоги, разрабатывающие один вопрос, имеют возможность объединиться в профессиональную группу для обмена опытом и идеями.
Невозможно переоценить практическую значимость развития проектных и исследовательских компетенций учащихся. И преподавательский состав нашей школы коллективно продумывает последовательное усложнение заданий - от проектов в начальной школе до серьезного исследования в старших классах. Это универсальная и во многом уникальная форма развития всех видов метапредметных умений у учащихся разных возрастов. Грамотная организация школьного занятия в виде проектного урока повышает учебную мотивацию ребят и значительно улучшает эффективность работы преподавателя. Разработке подобных занятий посвящена деятельность нескольких групп учителей, которые представляют результаты на фестивале педагогических проектов «От практики к творчеству».
Анализируя наш опыт, мы, преподаватели школы №1598, можем с уверенностью сказать, что работа над педагогическим проектом - один из актуальнейших элементов внутренней системы повышения квалификации учителей. Проведение собственного тематического исследования и создание проектного продукта становится возможностью не только поделиться опытом с коллегами, но и предложить творческие, неординарные пути подхода к решению трудных педагогических задач. Защита проекта проходит публично с участием компетентного экспертного жюри, что дает возможность серьезно и профессионально оценить результаты и в дальнейшем опираться на них в разработке направлений деятельности образовательного учреждения. Перед нами не стоит задачи устроить педагогические состязания, мы стремимся объединить учителей в прочный союз единомышленников, готовых творчески подходить к своей работе и вместе создавать будущее нашей школы.

Наталья МАХОТКИНА, учитель школы №1598