Одной из причин является резкое сокращение времени, отводимого на изучение учебного материала при практически полном сохранении объема его содержания. Вполне очевидно, что одной такой причины достаточно для резкого снижения не только качества знаний, но и интереса учащихся к предмету.
Проанализировав современные тенденции школьного химического образования и свой педагогический опыт, я попыталась найти пути решения проблемы: как же на уроках химии в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными задачами - усвоением знаний - сформировать у детей ключевые образовательные компетенции? Отчасти решить эту проблему можно с помощью курса «Введение в химию. Лаборатория загадок», разработанного авторским коллективом Ассоциации специалистов развивающего обучения. Курс рассчитан на учащихся 6-х классов, реализуется в рамках дополнительного образования и требует одного часа в неделю.
Предполагается, что единовременное, а не постепенное введение естественно-научных предметов в основной школе поможет организовать новый этап развития ребенка, мотивирующий его к более самостоятельной и активной познавательной позиции. Содержательно это ведет к повышению продуктивности метапредметных связей на всем пути изучения ребенком биологии, географии, физики и химии.
Практическая часть курса направлена на формирование принципиальных основ работы с веществами и формулами. Исследовательская деятельность детей реализуется в рамках специального практикума, где ребята самостоятельно изучают превращения веществ, формулы и названия которых им принципиально не сообщаются.
При работе в рамках данного курса я ориентируюсь на личностный подход к детям и ставлю перед собой цель - создать условия для мотивации к саморазвитию и личностному росту каждого моего ученика. Детям позволено самим выбирать индивидуальную или групповую форму работы. На занятиях активно используются различные интерактивные методики. Система заданий продумывается так, чтобы максимально задействовать внимание, память и логическое мышление учащихся. В итоге через повышение интереса к исследовательской деятельности я стараюсь помочь ребятам раскрыть различные индивидуальные способности.
По мере продвижения учеников в решении определенных задачах они сами составляют схемы превращений и продумывают условные обозначения веществ. Работа организуется последовательно, чтобы выполнение каждого пункта плана автоматически вело к следующему, а групповое обсуждение результатов и составление схем превращений дает возможность ребятам сформулировать очередную учебно-исследовательскую задачу. Дети в ходе работы, проводя самостоятельные опыты и эксперименты, потихоньку привыкают к условным обозначениям веществ и начинают понимать значение термина «глоссарий». Это доказывает, что учащийся проделал собственный путь «восхождения» к развитому понятию, то есть освоенному и усвоенному. В этой ситуации рабочие материалы авторского курса используются исключительно как опора для самообучения школьников.
Опыт моей работы с учениками средней школы в рамках вышеописанного курса позволяет с уверенностью говорить о том, что у детей формируются такие ключевые образовательные компетенции, как ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.
Опишу более подробно, например, процесс формирования информационной компетенции - умения работать с текстами. Именно этот навык, как принято считать, «западает» у современных российских школьников. Для развития информационной компетенции подходят специальным образом подобранные научно-популярные, публицистические тексты, которые предполагают выполнение таких заданий, как поиск информации по заданным критериям, ответ на поставленные вопросы с помощью предложенного текста или иной справочной информации, преобразование текста в схему, таблицу или в иную форму.
А для развития коммуникативной компетенции, то есть способности понимать и создавать текст, учащимся предлагаются задания, требующие аргументации и обоснования собственного мнения. Здесь потребуются парадоксальные, спорные суждения и высказывания, которые дети должны аргументированно опровергнуть.
Думается, что стратегия педагога, создающего насыщенную учебно-познавательную атмосферу, заключается прежде всего в переориентации сознания учащегося - обучение из каждодневной принудительной обязанности превращается в первое прикосновение к чудесам удивительного окружающего мира. И тогда любая деятельность, связанная с познанием, становится для ребенка потребностью, даже необходимостью.
Следует заметить, что определенным критерием успешности при работе над содержанием курса я считаю соблюдение определенных психолого-дидактических условий организации учебного процесса. Например, учебный материал должен обеспечивать реализацию собственного опыта ученика и должен быть структурирован так, чтобы ребенок имел возможность выбирать сложность задач и пути их решения. А контроль и оценка должны касаться не столько результата, сколько собственно процесса достижения результата.
В заключение хочу сказать, что понятийный аппарат, вроде бы придуманный детьми в процессе работы, на самом деле оказывается вполне реальной химической терминологией, той элементарной, «доатомной» части науки, в которой закладывались основные понятия, обнаруживались и впервые описывались элементы, определялись формулы и типы множества соединений. Поэтому становится очевидно, что серьезные познавательные возможности предложенного мною здесь вида деятельности выступают для учащихся мощным средством продвижения в освоении материала. Рождающееся на занятиях понятие химического элемента и самостоятельная интерпретация сути превращений веществ становятся реальным фундаментом для работы собственной мысли ученика и формирования новых знаний.

Юлия НАГАЙЦЕВА, учитель химии школы №368 «Лосиный остров»