По сложности функционирования современную систему образования можно сравнить с живым организмом, деятельность которого напрямую зависит от явлений, происходящих в обществе. Эта система просто обязана быть отлаженной и мгновенно реагировать на все общественные запросы. В связи с этим в наше время учебному заведению недостаточно выполнять только обучающую и воспитательную функции. Школа должна дать обществу высокоинтеллектуальную личность, способную принимать нестандартные и творческие решения. Ведь образование сегодня - это важный ресурс, который должен обеспечить прогресс во всех сферах общественной жизни.
Московская школа является передовой и фундаментальной основой государственного образования в целом. Считать ее таковой помогает тесное сотрудничество Департамента образования и городских структур. Потенциал школьников помогает реализовать проектная деятельность на различных московских площадках: «Урок в музее», «Больше, чем урок», «Школьные знания для реальной жизни», «Школа новых технологий», проекты «Университетская суббота» и «Профессиональная среда», а также метапредметные олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Для того чтобы понять, как содружество школы и города влияет на общество, необходимо рассмотреть три стороны образовательной системы: учителя - дети - родители.
Педагогам появление проектной формы работы позволило организовать по-новому интересно и неординарно учебный процесс, помогло повысить мотивацию детей. Введение в образование новых информационных технологий, которые необходимы для проведения исследования и презентации результатов, стимулирует учителей идти в ногу со временем. В связи с этим уместно было бы вспомнить слова известного американского философа и педагога Джона Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». То есть современный учитель должен уметь чутко реагировать на изменения в жизни общества и адаптироваться к новым учебным реалиям.
Детям реализация проектов помогает получать знания в максимально практико-ориентированной форме, что способствует более осознанному и глубокому усвоению материала. Метапредметные олимпиады помогают приобщиться к историко-культурной среде города, в этом аспекте немаловажен тот факт, что с этого года многие московские музеи будут работать бесплатно.
Разноуровневое цифровое обеспечение школ, введение электронных дневников позволяют родителям всегда быть в курсе того, как идет у детей учеба. Открытость и прозрачность образовательного процесса дают возможность мамам и папам знать, по каким программам занимается их ребенок, что задано на дом, каков порядок проведения контрольных работ. Это во многом облегчает информационный обмен между школой и домом, позволяет спланировать время на подготовку уроков. В рамках отдельных проектов у родителей есть возможность посещать совместно с детьми профильные занятия. Это дает возможность родителям естественным образом начать диалог с ребенком на тему предпочтений в выборе будущей профессии. Важно и то, что сейчас благодаря IT максимально продуктивно и оперативно налажена связь учителей и родительского сообщества. Конечно, бывают ситуации, когда родители или опекуны в силу различных причин не обладают необходимыми навыками в сфере пользования компьютером или Интернетом. Возможно, в случае такой необходимости школе есть смысл продумать пути ликвидации информационной безграмотности на уровне семьи обучающегося.
Прогрессивное развитие общества оказывает огромное влияние на образование. В свою очередь и современная школа старается своевременно реагировать на запросы, продиктованные требованиями времени. Остается, конечно, много нерешенных вопросов, требующих внимания и скорейшего включения всех сторон образовательного процесса. Но на данном этапе реализация проектной деятельности, связанной с сотрудничеством школы и города, предоставляет уникальную возможность модернизировать работу педагога, мотивировать к обучению ребенка и открыть образовательный процесс сообществу родителей.

Нина АНТИПОВА, учитель русского языка и литературы школы №664