Название конкурса «Белые журавлята России» побуждает ребят вспомнить или узнать, если они с ней не знакомы, трагическую, но вдохновляющую историю маленькой девочки Сасаки Седако из японского города Хиросима. На этот город американские военные сбросили атомную бомбу, и радиация, которой были заражены земля, вода и воздух, быстро дала о себе знать. У Сасаки обнаружили лучевую болезнь - рак крови. Надежды на спасение практически не было. Но в Японии есть такой обычай: если хочешь, чтобы исполнилась твоя самая заветная мечта, сделай из бумаги тысячу журавликов и запусти их в небо. И девочка начала делать своих птиц надежды. Дети со всего мира, узнав о трагедии Сасаки, помогали ей... Но чуда не произошло. 25 октября 1955 года девочки не стало...
Много лет назад трагическая судьба Сасаки вдохновила замечательного советского поэта Расула Гамзатова на создание знаменитого скорбного стихотворения «Журавли», которое позже превратилось в проникновенную песню, ставшую молитвой за всех погибших в страшных военных конфликтах ХХ века.
А создателям конкурса печальная история японской девочки напомнила о белых журавликах - птицах надежды. Надежды, воплощенной в детях, их душах и сердцах, их силах и талантах.
В 2011 году Сергей Соколкин, заслуженный работник культуры Российской Федерации, поэт, прозаик, литературный переводчик, именно после знакомства с гамзатовским фестивалем в Дагестане созвал под свои знамена единомышленников и создал ежегодный просветительский проект народного единства (дружбы народов) «Белые журавли России».
Организаторы просветительского проекта, в том числе конкурса творческих работ учащихся «Белые журавлята России», ставят перед собой высокие цели укрепления и развития многовековой дружбы между народами России, объединения людей доброй воли в борьбе против насилия и террора, раскрытия и поддержки молодых талантов и воспитания у молодого поколения патриотизма и нравственности. Одной из основных задач также является создание условий для диалога культур и формирования у молодежи осознанного уважения к культурам разных народов, населяющих Россию.
Когда-то, в далеком 1955 году, японская девочка не дождалась чуда. Но сегодня для наших детей мы пытаемся его сотворить. Мы призываем детей всех национальностей дружить, ценить и уважать друг друга, вместе раскрывать свои дарования. Мы предлагаем ребятам посостязаться в пении и танцах, в стихосложении и создании прозаических произведений, в изобразительном искусстве и мастерстве фотографии и кинематографии. Мы мечтаем, чтобы ребята научились не только делиться с миром собственными талантами, но видеть и ценить умения и дарования других людей.
Мы предоставляем уникальную возможность начинающим подняться на одну сцену с мэтрами, лично познакомиться со всемирно известными деятелями искусства, культуры и литературы, народными кумирами. У ребят появляется шанс вживую пообщаться с признанными мастерами, осознать, что настоящим талантам в мире нет преград и если чего-то очень хочешь, то обязательно этого добьешься. И обязательно найдутся те, кто тебя поддержит и протянет руку помощи.
Информационными операторами конкурса выступают сайты Министерства образования и науки РФ и Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
В 2015 году наша школа №319 приняла предложение председателя правления проекта «Белые журавли России» Сергея Соколкина стать площадкой проведения творческого конкурса для «журавлят». Важно отметить, что вместе с нашим образовательным учреждением подготовкой и организацией конкурса занимаются мои замечательные коллеги - педагоги московских школ №1530, 1404, 1799, 1441, 1262, 1421, 374, 1246 - мы вместе принимаем и отбираем детские работы.
Особенно приятно, что конкурс поддерживают известные деятели культуры, они помогают оценивать конкурсантов в различных детских номинациях. Так, литературно-художественное творчество учащихся судят преподаватели педагогических вузов Москвы под руководством доктора филологических наук, главного редактора международного альманаха «Литературные знакомства», члена Союза журналистов России Лолы Уткировны Звонаревой, при участии члена Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, председателя редакционного совета «Литературной газеты» писателя Юрия Михайловича Полякова.
В номинации «Музыкальное творчество учащихся», где участники представляют исполнение народных песен, танцев и инсценировки обрядов, оценивать выступления помогает Григорий Васильевич Гладков - бард, композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Председателем судейской комиссии, дающей награды за «Фотографическое творчество», является Альберт Вячеславович Комаров - руководитель студии - школы искусств имени Ю.А.Розума, лауреат Всероссийского конкурса военных журналистов телеканала «Звезда», член Союза кинематографистов России.
А в номинации «Детское кино», где ребята представляют трех-пятиминутные ролики, снятые порой даже на камеру мобильного телефона, жюри возглавляет Владимир Александрович Грамматиков - знаменитый режиссер, сценарист, продюсер кино для детей и юношества, лауреат Премии Президента РФ, заслуженный деятель искусств РФ.
В 2016 году участие во Всероссийском конкурсе приняли более девяти тысяч человек. Мы были приятно удивлены, когда зафиксировали участие ребят даже из таких удаленных уголков нашей Родины, как Эвенкия и Дальний Восток.
По результатам конкурса ежегодно выходит потрясающе красивый и интересный сборник лучших работ наших талантливых конкурсантов «Дружба народов - величие России». Там публикуются вдохновенные стихотворения, сказки, рассказы, очерки и новеллы, высокохудожественные фотографии и рисунки юных дарований России. Сборник высоко оценен профессиональными творческими сообществами, и его презентация вот уже третий год подряд проходит в дружественном конкурсу Центральном доме литераторов.
На конкурс принимаются творческие работы детей и подростков четырех возрастных категорий - учащихся 4-5-х классов, 6-7-х, 8-9-х классов, а также обучающихся старших классов и студентов. Два года подряд самые маленькие участники - ученики начальных классов - отмечаются в специальной номинации «Симпатия жюри».
Мы все - идейные вдохновители, организаторы, члены жюри конкурса - уверены, что не бывает неталантливых детей, нужно просто дать каждому ребенку шанс проявить и развить свои способности. В этом, как нам кажется, одно из главных предназначений педагога и конкурса «Белые журавлята России».

Елена КАМОСКО, учитель русского языка и литературы школы №319, куратор конкурса
«Белые журавлята России»