Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.
Шалва Амонашвили

Я должна помочь каждому ребенку сформироваться как личность, развить желание и стремление преодолевать жизненные трудности и проблемы, умение ориентироваться в сложных ситуациях и принимать решения. Современный педагог - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют как успешной передаче знаний, так и особенно важному процессу воспитания маленького человека.
Хочу отметить, что отличительной чертой преподавателя сейчас является умение не только учить, но и самому учиться. Как сказано в новом профессиональном стандарте: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу».
Жизнь вокруг нас меняется с неимоверной скоростью, и всевозможные нововведения касаются самых разных граней учительского труда. Выдвигаются новые требования к квалификации педагога, к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких, например, как готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития. Учитель должен работать как с одаренными детьми, так и в условиях реализации программ инклюзивного образования, преподавать русский язык детям, для которых он не является родным. Должен работать с проблемными подростками, с девиантными, зависимыми, социально запущенными и уязвимыми детьми, с ребятами, имеющими серьезные отклонения в развитии и поведении.
Не поспоришь, труд педагога неимоверно тяжел. Преподаватель должен уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность, владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков, объективно оценивать учеников, используя разные формы и методы контроля, разбираться в новых информационных технологиях... Должен, должен, должен... Но, к счастью, помимо вышеперечисленного работа учителя - это и удовольствие от совместного с детьми творчества, и удовлетворение от успехов твоих учеников, и радость от сотрудничества с единомышленниками, учителями-романтиками, фанатами, готовыми отдать силы и сердце своим «чужим» детям. Как ни странно, все эти чувства особенно важны для педагога, ведь только счастливый наставник может воспитать счастливое поколение, способное действовать и творить.
Думаю, что у каждого учителя есть своя формула успеха, но набор слагаемых у всех почти одинаков: любовь к своему делу, вдохновение, компетентность, дальновидность, молодость духа, неравнодушие. Особо хочется отметить эксклюзивную составляющую - признание учеников, родителей, коллег, когда видишь результат своего труда в победах своих воспитанников.
Мне кажется, я современный учитель. Проработав в школе 32 года, я стремлюсь не отставать от моих учеников, не останавливаюсь на достигнутом, иду вперед и многому учусь у ребят. Мне очень близки слова Симона Соловейчика: «Учитель - не посредник между миром и детьми... он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми».
Как бы ни менялось время, профессия педагога фундаментальна. Как и много лет назад, наставник должен быть широко образованным, по-хорошему любопытным, по-чеховски красивым, добрым, сопереживающим, а еще непредсказуемым и интересным, ведь каждый день на него устремляются проницательные взгляды детских глаз, недоверчивых вначале и благодарных, если достучаться до сердец и заслужить доверие ребят.

Светлана ЛИПСКАЯ, учитель начальных классов школы №368 «Лосиный остров»