Но отсутствие буквальной отметки в журнале вовсе не говорит о том, что учебная деятельность детей не оценивается никак. Здесь в работу учителя включается так называемая критериальная система оценивания. Это значит, что степень успешности ребенка в освоении знаний, умений, навыков складывается из ряда критериев, которые продумываются педагогом вместе с детьми. Для каждого вида деятельности вырабатываются свои критерии. Например, при написании диктанта могут оцениваться грамотность, аккуратность, каллиграфия. При решении математической задачи - анализ условия, вычисления, оформление. При устном счете - результат, скорость. При чтении стихотворения - знание текста, выразительность, темп чтения, громкость. Важно отметить, что оценке учителя обязательно предшествует самооценка ученика, и несовпадение этих двух решений является предметом анализа и обсуждения.
Надо сказать, что сейчас разработано несколько замечательных альтернативных форм оценивания успешности деятельности первоклассников. Это и «волшебные линеечки», и знаки согласия/несогласия, и карточки со знаками плюс/минус. Но особо надо отметить очень удачное специальное пособие для начальной школы - «Дневник моего роста». Это своеобразное начало ученического портфолио, которое дает возможность ребенку увидеть и зафиксировать свои достижения, проследить свое продвижение в материале и эффективность работы в целом. Дневник помогает ученику расти самостоятельным, ответственным, не зависеть исключительно от чужой точки зрения, а вырабатывать свою и аргументировать ее. В этот первый школьный документ собраны творческие и проверочные работы по основным предметам, и он является замечательным свидетельством ученического роста первоклассника.
И поскольку нельзя забывать, что рука об руку с профессиональным сообществом учителей над развитием малышей работают их мамы и папы, мы попросили родителей учеников начальных классов школы №368 «Лосиный остров» высказать свое мнение о безотметочном обучении и о «Дневнике роста».
Светлана ЕГОРОВА:
- На мой взгляд, в возрасте от 6,5 до 8 лет такая система позволяет привить ребенку интерес к процессу обучения и желание узнавать что-то новое, а не выработать зависимость от получения оценок (чем выше балл, тем лучше). Гораздо важнее объяснить ребенку, зачем ему нужно учиться в школе. Поэтому я уверена в том, что безотметочная система обучения в первом классе является практикой полезной для адаптации ребенка в школе.

Анастасия СИМОНОВА:
- Приходит время, когда дети покидают стены детского сада и приходят в школу. Бесспорно, адаптация детей успешнее проходит при взаимодействии учителей, родителей, а иногда и психолога, что приумножает успех к адаптации. Считаю правильной безотметочную систему образования в первом классе, потому что у детей не складывается комплекс на фоне других (комплекс худшего). Безотметочная система способствует более успешной адаптации внутри школы, а также в коллективе. Образование в младших классах проходит с элементами игры, например математические раскраски с героями. Все эти работы вкладываются в так называемый дневник роста, в котором наглядно видно интеллектуальное развитие детей. Также в школе организованы различные кружки (допобразование), олимпиады, конкурсы. Детям интересно учиться и развиваться.

Юлия БАРАБАНОВА:
- Чтобы не травмировать ребенка и помочь ему адаптироваться, в нашей школе применяют систему безотметочного обучения. Это помогает детям разобраться самим в уровне своих знаний и понять, что получать новую информацию важно, полезно и интересно.
В игровой форме выполняя задания из «Дневника роста», ребенок сам следит за своими результатами, видит прогресс. Также дети меняются своими заданиями с одноклассниками и учатся оценивать работы других ребят. На этом этапе отсутствие оценок позволяет детям избежать двух крайностей: с одной стороны, излишней самоуверенности, с другой - заниженной самооценки.
Сперва работу оценивает сам ученик, а уже потом одноклассник или учитель, и если результаты не совпадают, это заставляет ребенка проанализировать и пересмотреть собственную оценку своей деятельности.
Дети более активны на уроке, они не боятся высказывать свое мнение, так как нет отрицательных эмоций из-за оценок, не всегда отличных. Система безотметочного обучения помогает раскрыть и развить личностные качества каждого ученика, не отбивая желание учиться страхом получить неудовлетворительную оценку.
У каждого ребенка есть «Листы индивидуальных достижений», в которых отмечаются успехи учащегося по множеству параметров, оценивается не только конечный результат, но и труд ребенка, его старания, затраченные усилия на уроке, - это очень важно поощрять и отмечать. Детям нравится, когда их старания не остаются незамеченными.
Алла ШАШКОВА:
- «Первый раз в первый класс» - это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, еще один шаг к взрослой, самостоятельной жизни. Меня, честно говоря, обрадовало, что в нашей школе в первом классе безотметочная система. Это помогает ребенку постепенно адаптироваться к школе, обеспечивает некий переходный период. Первоклассник видит замечания и исправления учителя и сам может дать оценку своей работе, но без штампов «я двоечник» или «я троечник», а в более мягкой форме: «Вот вчера я поработал не очень хорошо, а сегодня намного лучше».
Вместо обычного дневника у нас использовался «Дневник роста», в который вкладывались работы ребенка: проверочные, рисунки, математические раскраски, фотографии. По этому вполне серьезному детскому документу видно, как моя дочь развивалась в школе, с чего начала и чего достигла. Он теперь хранится у нас как хорошее и очень красочное воспоминание о первом классе.

Анна БАЗУНОВА:
- Последнее время часто поднимается вопрос о безотметочной системе обучения в начальной школе. И вопрос этот волнует не только учителей, но и нас, родителей.
Моя дочь сейчас учится в третьем классе. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что безотметочная система ей очень помогла.
Сейчас в первом классе и первом полугодии второго класса в большинстве школ введена эта система обучения. Суть технологии такого обучения совсем не в том, что знания и навыки учеников не оцениваются совсем. В данном случае отметки заменяются шкалой, где ребенок должен самостоятельно или с помощью соседа по парте оценить свою работу. Неправильно требовать от первоклашек хороших отметок с первых месяцев обучения в школе, ведь они только попали в новую для них среду с новыми правилами.

Ирина ДОРОНИНА:
- Мне видится совершенно нормальным, если у ребенка в первое время что-то не получается и его успехи невысоки. Первоклассники очень ранимы - новая обстановка, новый коллектив, новые требования, новая жизнь. Ребенок опасается быть хуже других и не оправдать ожидания родителей. Благодаря отсутствию оценок дети безбоязненно воспринимают новую информацию, проявляют заинтересованность, активно отвечают на вопросы, без страха получить двойку в случае ошибки. Ребенок начинает учиться с желанием в первую очередь показать свои знания!

Светлана ЗАХАРОВА:
- Конечно, существует некоторая тревога из-за ряда спорных моментов безотметочной системы. Каждый родитель хочет и имеет право понимать, на какой из предметов ребенку нужно обратить особое внимание. Педагогу при большой наполняемости в классе достаточно сложно уделить внимание каждому ученику. В данном случае выставление отметок становится индикатором эффективности и успешности работы ребенка и стимулирует «поднажать» в проблемных местах.

Инна КАПЫРИНА:
- Потрясающая вещь, которую сейчас используют в школе, - это «Дневник роста». Он просто незаменим для мотивации детей к обучению. В условиях отсутствия оценок дети получают условные награды за свои успехи.
В наше непростое время из-за обилия различных гаджетов очень сложно привить ребенку усидчивость, развить внимание и сосредоточенность. Компьютеры и планшеты заменяют детям и секции, и общение с друзьями, и игры на свежем воздухе. Поэтому «Дневник роста», в который подшиваются грамоты, дипломы и сведения о различных достижениях, является прекрасным инструментом для развития в ребенке тяги к знаниям и к новым успехам.
С какой радостью дети пересчитывают накопленные «ордена» и рвутся за новыми! Помимо этого, «Дневник» учит ребят систематизировать собственные материалы, приучает к порядку хранения документов. Для нас, родителей, да и впоследствии для самих детей «Дневник роста» станет частью семейного архива, напоминанием о первых шагах в школе.

Марина КАБЕНКОВА, учитель начальных классов школы №368 «Лосиный остров»,
Светлана ЛИПСКАЯ, учитель начальных классов школы №368 «Лосиный остров»