С одной стороны, адаптация под детей с ограниченными возможностями и новое техническое оснащение - строительство пандусов, специальных подъемников. С другой, освоение учителями необычных граней профессии, например тьюторства. Наконец, мультимедийное оборудование, интерактивное обучение, привлечение мобильных средств, технологии «touch-screen» - все это сделало процесс образования мобильным и гибким, подстраиваемым под различные нужды не только учеников, но и преподавателей.
On-line дневники, диагностики и олимпиады - серьезный фундамент для создания ученических электронных портфолио (своеобразных дневников роста личности), куда можно включить результаты интернет-проверок и тестирований по разным предметам. Все достижения учащихся фиксируются в электронном виде, и при выпуске из школы у ребят готов сборник самостоятельных работ и проектов. Это не только может дать дополнительные баллы в вуз, но и в будущем станет важным дополнением к резюме при устройстве выпускника на работу.
Изменения современного образовательного процесса происходит в контексте государственно-конфессиональных отношений. А значит, актуальными становятся вопросы преподавания в наших многонациональных школах таких предметов, как ОРКС, основы православной культуры, основы ислама, и других дисциплин этической направленности.
Все учебные заведения сейчас стараются предложить своим ученикам наибольшее количество направлений и профилей, расширяют сотрудничество с другими образовательными учреждениями, создают инновационные лаборатории, организуют конференции, повышают квалификацию преподавателей. Но подросткам часто трудно самостоятельно выбрать индивидуальную учебную траекторию, которая бы учитывала ориентацию на определенную профессию. Возникает необходимость в формировании нового педагогического звена - коучеров и тьюторов. Этот своеобразный вид наставничества стал популярен в школе не так давно. Специалист данного профиля работает с конкретным ребенком под его или родительский запрос. Он не ведет воспитанника к его цели за руку, а идет рядом с ним, помогая грамотно формулировать проблему, цель и задачи, расставлять приоритеты, систематизировать информацию, составлять график работы. Социальная значимость тьюторского сопровождения очевидна в сфере поддержки инклюзивного образования, где инновационные технологии создают новые формы общения и взаимодействия между детьми, их сверстниками и взрослыми.
Таким образом, московская школа остается передовой в вопросах введения новшеств в систему преподавания. Живо и гибко реагируя на запросы времени, социума и своих юных воспитанников, образовательные организации Москвы держат высокую планку качества образования. И все трансформации современного российского общества, рождающиеся с бешеной скоростью новые технологии не пугают наших педагогов, а стимулируют расти, обновляться и учиться необычному и интересному... порой и у своих продвинутых учеников.

Лада ПОГОСЯН, учитель истории и обществознания школы №390