Большая часть школ справляется с этой ситуацией, давая детям посильные для них задачи, доверяя им, как правило, организацию дискотек, концертов или традиционных праздников, которые проходят по годами отработанной схеме. Но специалисты Центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений считают, что современные подростки готовы взять на себя и более серьезные обязанности, их просто надо компетентно подготовить.
Если у взрослых для освоения новых ролей есть возможность посещать серьезные курсы, например по модерированию бизнес-процессов, то школьников обычно навыкам самостоятельного управления обучает педагог-организатор или вожатый, который курирует ученический совет. К сожалению, это обучение часто поверхностное, да и не везде есть условия для подобного наставничества. Но сегодня в каждом округе организованы центры содействия развитию ученического самоуправления. Коллектив такого центра Восточного округа Москвы работает уже около 20 лет и за это время наладил прочное сотрудничество с такими образовательными учреждениями, как школы №1598, 1290, 2026, ДТДиМ «Восточный» и другими.
Многое сейчас изменилось как в системе образования, так и в сфере детского движения. Наш центр внимательно следит за нововведениями и активно участвует в организации программ детско-юношеского парламента, ученических районных советов, «Школ актива». И мы точно можем сказать, что каждое поколение активных неравнодушных ребят, которые приходят к нам за помощью, нуждается в уникальном подходе к преподаванию управленческих навыков. Как правило, подростки получают только теоретические знания, и им не хватает практики. А наш опыт работы с активами школ показывает, что современные дети лучше усваивают теорию через живую реальную деятельность. Мы даже провели опрос среди московских старшеклассников, чтобы выяснить, какой формат обучения им больше нравится.
Итоги показали, что ребята предпочитают обучение через игру и семинары с практическими занятиями. Эти формы замечательно иллюстрируют понятие «погружение», создающее своеобразный «эффект 3D». В одной «плоскости» дети получают информацию по теме, в другой - узнают о готовых примерах реализации тематического проекта, а в третьей - получают возможность попрактиковаться самим. Конечно, интересно своими руками собрать робота, но не менее любопытно попробовать провести переговоры, заключить договор, принять социально ответственное решение.
В работе с нашими учениками мы стараемся использовать наиболее интересные и передовые методики, такие как ролевые упражнения или кейсовые задания. Одним из ярких примеров последнего является кейс с неудачными переговорами председателя актива и предполагаемых партнеров. Ситуация, которую мы предлагаем нашим слушателям, следующая: молодой человек обзванивает крупные торговые сети и предлагает им помочь районному детскому совету, после нескольких отказов у юного председателя, естественно, опускаются руки. Эта ситуация действительно произошла с одним из наших студентов на самом деле, и мы решили использовать ее как обучающий прием. Педагог нашего центра входит в роль предполагаемого партнера, а ребята воспроизводят и разыгрывают ситуацию, пытаясь выявить ошибки, найти подходы, достичь договоренности. Так, в игре рождается идея и стратегия ведения грамотных переговоров.
Специалисты нашего центра успешно практикуют методику ролевого взаимодействия, мы даже включили подобный этап на межрайонном уровне в городские конкурсы «Вожатый и его команда» и «Лидер ученического самоуправления». Это позволяет судьям увидеть и оценить подростков, способных вести диалог, дипломатически разрешать сложные конфликтные ситуации, приводить трудные переговоры к соглашениям сторон.
Анализ проделанной работы важнейшая часть нашего учебного процесса. На занятиях ребята всегда презентуют результаты своей проектной деятельности. Мы стараемся избегать прямого негативного оценивания и обычно исходим из обсуждения того, что было сделано хорошо, а что можно было бы сделать лучше. Ребята отрабатывают навык рефлексии, чтобы зафиксировать неудачи и спланировать дальнейшие действия. Этот вид анализа помогает детям начать формулировать и аргументировать свою позицию, оперировать нужной информацией и даже импровизировать, что очень полезно при выходе за школьные рамки: на крупные конкурсы, конференции. Приятно отметить, что к концу занятий многие наши ученики готовы успешно защищать свои проекты, что подтверждают призовые места на различных конкурсах, таких как: «Арт-профи форум», «Лидер ученического самоуправления», «Ученик года», конкурс социальных проектов обучающихся, организованный Российским союзом молодежи.
Сегодня, чтобы социально адаптироваться и добиться успехов, выпускник образовательного учреждения должен быть активным и неравнодушным, уважающим мнение других людей и умеющим вести конструктивный диалог, самостоятельным и осознающим ответственность перед семьей и государством. И центры содействия развитию ученического самоуправления становятся все более серьезной опорой для современной школы в воспитании достойного юного гражданина России.

Ксения АКИМОЧКИНА, Ольга ЧЕРНОБРОВСКАЯ,
Центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений