Семья - культурный навигатор
По функциональной направленности детские мультфильмы можно условно разделить на те, которые воспитывают и/или обучают в развлекательной форме, и те, которые просто развлекают. И те и другие неизбежно формируют культурный опыт и закладывают основы мировоззрения ребенка. Задайтесь вопросом: почему один человек хохочет до упаду над сальными шутками «ниже пояса», а другому подобный юмор кажется пошлым и он испытывает неудобство? Потому что у каждого свое культурное представление о том, что смешно, которое сформировалось на определенных образцах.
В качестве «культурного навигатора» для ребенка раннего и дошкольного возраста выступают родители. Для школьника и подростка - сверстники и другие значимые взрослые. Но основы закладываются в семье. Если кроха у экрана с младых ногтей смотрит все подряд - культура формируется стихийно: сложное и непонятное в качестве опыта не усваивается, простое и незатейливое развлекает, натуралистичное и жестокое завораживает и возбуждает инстинкты - так складывается культура восприятия. В дальнейшем то, что требует душевного и интеллектуального усилия, будет восприниматься как «заумное» и неинтересное, а интересным будет то, что на поверхности, над чем не нужно задумываться, что «щекочет нервы» или над чем можно «поржать».

Полезно то, что понятно
В возрасте 2-4 лет малыши становятся особенно чувствительными к художественному слову и эстетическому воздействию, способными к восприятию и усвоению смысла мультфильма. Если малыш смотрит мультик продолжительностью не более 15 минут, в основе которого доступный его пониманию простой сюжет, - это полезно для его интеллектуального и эмоционального развития. В этом возрасте полезный мультфильм тот, в котором понятные ребенку персонажи (люди, животные, игрушки...) последовательно осуществляют реалистичные действия в знакомых ребенку условиях. Узнавая и переживая знакомые ситуации, малыш соотносит их с собственным опытом - осмысливает.
В 5-6 лет на первый план выходят отношения между персонажами, конфликты и пути их решения. Ребенок соотносит себя с героями, копирует их поведение. Симпатии к героям связаны с их харизматичностью. Поэтому нравственно развивать будут те фильмы, где герои воплощают конструктивные способы взаимодействия.
В 7-8 лет актуальной потребностью развития становится обращение к внутренним переживаниям, эмоциональным состояниям, причинам и следствиям поступков. На этом этапе дети становятся чувствительны к восприятию и оценке нравственных и моральных норм, метафор, скрытых смыслов. Следовательно, развивать личность ребенка будут те фильмы и мультфильмы, которые основаны на понятных ему моральных дилеммах, внутренней борьбе героев. Соотнесение с собственным опытом, переживание и осознание содержания делают мультфильм развивающим.

Цензура или свобода выбора
Вредно ли, если ребенку нравятся однорукие семиглазые монстры? С учетом вышесказанного - нет. Скорее это повод поговорить с ребенком о том, что внешняя и внутренняя красота - это не всегда одно и то же. Но если эти монстры пожирают белых пушистых котят, и это первое и единственное, что видит ваш ребенок, полученное эмоциональное потрясение может отрицательно сказаться на его развитии. Что делать, если мультфильм модный и все друзья его уже посмотрели и обсуждают с восторгом? Запретить в современном мире не выход. Ребенок подрастет и неизбежно начнет бороздить интернет- и медиапросторы в обход родительского контроля. Но у каждого родителя до этого момента есть время, чтобы заложить основы культуры восприятия художественного продукта через выбор содержания, совместный просмотр, обсуждение увиденного, показ примера собственного отношения. В помощь семье существует список мультфильмов, рекомендованных к просмотру детьми разных возрастов: http://psytoys.ru/spisok-multfilmov-rekomendovannyh-k-prosmotru Он составлен детскими психологами - экспертами Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета. Задача этого списка не ограничить семью и ребенка в выборе, а показать пример художественных продуктов, соответствующих возрастным потребностям ребенка, а следовательно, развивающих и полезных.

Анастасия КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании