Этот учебный год для нашей необычной школы особенный, ведь 14 апреля 2018 года исполнится 115 лет со дня рождения нашего основателя Карпа Авдеевича Микаэльяна, выдающегося советского сурдопедагога.
Карп Авдеевич родился в Армении в селе Норошен Нахичеванского уезда в многодетной семье. Он рано потерял отца и с подросткового возраста сам заботился о родных. Одаренный юноша получил несколько высших образований: в 1926 году окончил факультет общественно-исторических наук Северокавказского университета, в 1930 году - экономический факультет Московского института народного хозяйства имени Г.В.Плеханова. Поступил в аспирантуру Высшего педагогического института прикладной экономики, но учебу не завершил в связи с болезнью, из-за которой и потерял слух.
Но это не сломило Карпа Микаэльяна - он поступил на курсы чтения с губ, где встретился с основоположником российской сурдопедагогики профессором Ф.А.Рау. Во время обучения у него появилась идея организовать на базе курсов специальное учебное заведение. И в 1933 году Карп Авдеевич становится директором созданного им Московского слухоречевого учебно-лечебного комбината для лиц с недостатками слуха и речи, а также возглавляет курсы по подготовке чертежников-конструкторов, счетных работников и статистиков, курсы чтения с губ. Он еще и руководит поликлиникой по лечению расстройств слуха и речи. Активная жизненная позиция и умение с детства упорно трудиться привели Карпа Авдеевича на пост директора школы №30 на Покровке, где он работал с 1939 по 1985 год.
В годы Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в село Орловское Саратовской области. Здесь до сентября 1943 года сам директор, педагоги и дети не только учились, но и помогали труженикам тыла, работали в колхозе.
В дальнейшем Микаэльян добился разрешения на строительство нового здания школы в уютном зеленом районе Москвы - Сокольниках. Талантливый директор сделал из своего образовательного учреждения крупнейшую в стране школу-интернат для слабослышащих детей.  Из нее выросли и другие учебные заведения: в 1959 году - восьмилетняя школа №28 для детей с недостатками речи; в 1970 году - восьмилетняя школа-интернат №10 для слабослышащих детей; в 1975 году - восьмилетняя школа-интернат №22 для слабослышащих детей.
Талантливый педагог, удивительный труженик Карп Авдеевич Микаэльян награжден высокими правительственными наградами не только за вклад в дело воспитания подрастающего поколения, но и за заслуги в период Великой Отечественной войны.
Новое время бросает новые вызовы, но дает и новые возможности, которых замечательный основатель нашей школы, пожалуй, даже представить себе не мог. Сейчас Москва стала большой образовательной площадкой, где сама городская среда учит, развивает и воспитывает маленьких жителей нашей столицы. Не остаются в стороне и дети-инвалиды с нарушением слуха. Посещение музеев, выставок, театров, экскурсий и интерактивных выставок - это важная часть работы, направленной на социализацию и образование детей с особыми возможностями. Ребята с удовольствием участвуют в олимпиадах: «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», которые предлагают помимо посещения интересных исторических мест захватывающие головоломные задания, позволяющие заработать баллы.
Очень серьезным и качественным подспорьем в работе с детьми-инвалидами стал проект «Московская электронная школа». Учащиеся с нарушениями слуха во многом опираются на зрительное восприятие, а электронными гаджетами пользуются наравне со сверстниками. Поэтому использование интерактивного оборудования и электронных сценариев позволяет учителю сделать урок интересным, разнообразным и - самое главное - нескучным.
Сетевое взаимодействие с колледжами и вузами Москвы приобрело сейчас для нашего образовательного учреждения принципиально важное значение. Ведь благодаря предпрофильному обучению дети с инвалидностью к окончанию школы могут получить не только аттестат о законченном образовании, но и свидетельство о получении выбранной профессии.
Нельзя не сказать о трудностях. Прошло то время, когда в нашу школу поступали ученики, имеющие только нарушение слуха. Сегодня пришли дети с тяжелым поражением слуховой функции и сложной структурой дефекта. Готовы ли мы их обучать? На первый взгляд, безусловно, готовы. Но есть проблемы, которые надо решать. И это прежде всего подготовка молодых учителей, которые помимо знаний по предмету, методике должны обладать навыками психолога, понимать особенности развития речи глухого и слабослышащего ребенка, владеть дактильной и жестовой формами речи как вспомогательными средствами. Поэтому мы стараемся воспитывать в нашем учебном заведении не только учеников, но и молодые квалифицированные педагогические кадры, столь необходимые для работы с детьми-инвалидами.
Сегодня наша школа продолжает дело своего основателя, сохраняя традиции и поддерживая качество образования. Здесь работает коллектив единомышленников, который в соответствии с современными тенденциями предлагает ребятам все возможности электронного и интерактивного обучения, при этом сохраняя теплоту живого человеческого общения ученика и наставника. И мы верим, как верил наш основатель Карп Авдеевич Микаэльян, что наши выпускники - это будущее нашей растущей и развивающейся столицы.

Михаил БУРЛАКИН, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна