Функции тьютора в современной школе -  это участие в формировании индивидуального образовательного пути ребенка с ОВЗ с учетом его психофизических возможностей и эмоциональных потребностей, создание комфортных условий существования как для ребенка с ОВЗ, так и для окружающих его детей, педагогов и специалистов образовательного учреждения. В данной ситуации функцию тьютора может исполнять родитель ребенка с ОВЗ. Однако при включении в учебный процесс непосредственно родителя ребенка с ОВЗ встает проблема работы с родительским ожиданием.
В настоящее время подходы к обучению и воспитанию особого ребенка меняются, контингент детей становится сложнее, состав классов -  разнообразнее. Особую сложность в работе представляют родители детей с ОВЗ. Если в прошлом родители, отдав ребенка в школу, полностью полагались на специалистов-дефектологов, то современные родители таких детей хотят не только знать, как и чему учится их особый ребенок, но и принимать активное участие в жизни класса, школы и, самое главное, в учебном процессе.
Состояние многих детей с ОВЗ, обучающихся в современной школе, требует постоянного сопровождения в условиях школы родителями или лицами, их замещающими. Родители зачастую осознанно отказываются от надомной формы обучения в пользу классно-урочной, они готовы сопровождать ребенка на протяжении всего процесса обучения в школе, оказывать ему всяческую поддержку.  Это очень хорошо. Родители, находящиеся в школе, на самом деле очень помогают детям, причем не только своим, но и другим. В этой ситуации есть и определенные риски, которые надо учитывать педагогам в своей работе. Основной риск заключается в гиперопеке своего ребенка, в желании все сделать за него, а полярным этому риском является излишне строгое отношение к ребенку, завышенные требования, которым мальчик или девочка не могут соответствовать в силу своих психофизических особенностей. Родителям особых детей требуются поддержка и сопровождение. Сложность сопровождения этой категории родителей состоит в том, что их ожидания, как правило, значительно превышают возможности ребенка. В этой ситуации недостаточно просто общаться с родителями на собраниях и до и после уроков. Требуются особый подход, система работы с родительским ожиданием, чтобы сформировать индивидуальный родительский запрос на создание индивидуального образовательного маршрута ребенка.
В этот момент, во время появления в школе родителя с ожиданием, очень важно вовремя грамотно организовать сопровождение родителей. К работе с родителями можно приступить на любом этапе нахождения их в стенах школы, но чем раньше это произойдет, тем эффективнее и продуктивнее станет это общение. На основании бесед, наблюдений, использования различных технологий строится ресурсная карта образовательного пути ребенка, с учетом его психофизических возможностей.
Присутствие в учреждении специалиста, владеющего знаниями о психофизических особенностях ребенка с ОВЗ и обладающего тьюторскими компетенциями, позволяет наиболее безболезненно и эффективно включиться ребенку с ОВЗ в учебный процесс и жизнь школы, детского сада, оказать значительную помощь в совместном продвижении родителей особого ребенка и самого ребенка на пути образования.

Юлия ЩЕННИКОВА, директор колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41;
Наталья ЗЫБАРЕВА,учитель колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41,
подразделение «Давыдково»