В​озвращаясь к детям и проблемам, вопросам, с которыми они встречаются на своем жизненном пути, анализируя и принимая, мы можем убедительно утверждать одно - ни один ребенок не может сказать своему родителю: «Мама, мне сложно учиться, давай запишемся и пройдем ЦПМПК, и тогда для меня создадут те условия, в которых я нуждаюсь».

Сегодня это одна из самых распространенных ситуаций, в которых важно и необходимо принимать участие членам городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования, можно было бы даже сказать - один из вопросов государственной важности - правильное отношение родительства и педагогического состава к прохождению ЦПМПК. Первое - кого мы хотим видеть в лице наших детей? Мы хотим взрастить здоровое, счастливое, образованное, профессиональное новое поколение. И именно эту цель мы с вами преследуем, мы формируем и готовим будущее страны - родители и педагоги. Если ребенок нуждается в помощи, а мы стараемся не замечать этого, говоря себе и окружающим, что это просто педагогическая запущенность, что его поведение - это дань сегодняшнему времени, что его действия - это привычка, что все перерастет, перемелется и еще много слов, которые обычно при этом употребляют для того, чтобы уверить себя, чтобы снять ответственность и, еще чаще, чтобы ничего в данном направлении не предпринимать, то кто же вырастет рядом с нами? Сможет ли он перейти на следующую ступень обучения, сможет ли он освоить образовательную программу, сможет ли сохранить желание учиться, получить профессиональное образование, познавать мир, готовить себя к будущему? Сможет ли создать семью, нести ответственность за себя, своих детей и за вас, взрослые, родители и педагоги, в будущем? Ведь другой сценарий жизни ребенка - это педагогическая запущенность, отказ от обучения, потому что непонятно, трудно, отсутствие профессиональной карьеры, неуспешность, не говоря уже о дальнейших действиях государства по отношению к такому гражданину.
И вот мы подходим к главному моменту: кто же должен участвовать в выявлении этой исходной точки на жизненном пути ребенка? Родители ли? Педагоги ли? Решение - в Законе «Об образовании в РФ» в роли и участии родителей и педагогов в жизни ребенка, в их совместной деятельности, направленной на получение ребенком образования в той форме, которая является для него приемлемой. Хотя у каждого из этой пары есть свои обязанности, очерченные законодательством. «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье и развитии своих детей» - выдержка из Семейного кодекса. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» - выдержка из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Понятно, что мы должны, теперь важно понять, как мы сможем принять все шаги для оказания помощи детям. Первое звено - это родитель и его наблюдения за ребенком, их анализ и обоснованное беспокойство при выявлении отклонений в развитии или поведении. То есть мы подразумеваем, что родитель знает этапы развития ребенка, прирост навыков на каждом из них, знает предельные нормы и может сам проанализировать показатели ребенка и обратится к узкому специалисту, если есть дефицит. Таким образом, цель достигается - ребенку оказывается помощь. В таком случае родитель почти всегда принимает необходимость посещения ЦПМПК и сотрудничает с образовательной организацией в направлении создания необходимых условий для образования ребенка. Такой родитель понимает, что часто это некоторый этап в жизни ребенка, временный, при успешном прохождении которого ребенок получает образование и гарантированно становится полноценным членом общества.
Но мы понимаем, что не каждый из нас готов принять помощь для ребенка, осознать саму необходимость ее и препятствует созданию не только условий, но и получению так необходимой ребенку медицинской помощи. При этом непонятна позиция как родителей, так и воспитателей и иных педагогических сотрудников, оставляющих проблему в зоне ее дальнейшего обострения. Принцип «не знаешь как - спроси у руководителя», что в простонародье звучит «не смог - делегируй компетентному коллеге», не отменяли. Работа с родителями - мотивирование их на обращение за помощью, получение статуса ребенком, создание условий для его успешной реализации как личности, возможно, и повышение компетенций родителей в общении, в обращении, в воспитании такого ребенка - скорее всего часть задач, которые необходимо решить.
В каждом из случаев педагогическим сотрудникам важно включаться в выявление потребности в помощи детям через родителей. Необходимо при первых признаках отклоняющегося поведения, выявляемой задержки в развитии, случаев системной образовательной неуспешности за короткий период инициировать встречу с родителями обучающегося и совместно выстраивать алгоритм дальнейшего взаимодействия с целью оказания помощи ребенку.
Каждому из нас важно знать, что он не один, что вокруг него те, кто готов прийти на помощь. Каждый из членов ЭКС РО при ДОгМ готов к встречам с родителями, в составе совета есть комиссия по работе с родителями детей с особенностями в развитии. Первостепенное значение мы отдаем сотрудникам ГППЦ ДОгМ. Это опытные специалисты, и, обращаясь к ним, вы можете быть уверены, что они удовлетворят запрос. Ресурсные школы в МРСД - это те организации, в которые можно обратиться для получения более подробной информации для создания условий. Общественные организации - МГАРДИ, РОИ «Перспектива» и другие - безвозмездно оказывают узкую помощь и консультируют. Узкоспециализированные учреждения федерального значения, Департамента социальной защиты населения, Департамента образования также готовы предоставить возможность их посещения для ознакомления с созданными адаптированными условиями обучения, развития, досуга детей. Вы не одни в решении подобного вопроса.
Необходимо помнить о времени, оно необратимо, а в детском возрасте, в возрасте формирования многих функций организма и его систем - тем более. Дефект, который можно скомпенсировать в 3 года, возможно, не удастся «отработать» в 4 или в 5 лет. Поэтому важно внимание к проблеме и срочному ее решению. Обращение к специалистам - это главный наш посыл как родителям, так и педагогическому коллективу. Но еще... лучше поздно, чем никогда.
Дайте каждому ребенку шанс стать счастливой личностью и ответственным гражданином своей страны. Вместе рядом - мы вместе!

Людмила МЯСНИКОВА, председатель городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы;
Ольга ГАЛУЗИНА, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы