Размышляя накануне нового учебного года о том, что предстоит, вдруг вспомнил слова Анри Барбюса, которые когда-то выписал для курсовой работы: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Подумалось, что, несмотря на некоторую торжественность, эта фраза довольно точно объясняет суть работы каждого педагога.
За рутиной ежедневных дел мы нечасто задумываемся о миссии учителя, еще реже говорим об этом и уж совсем редко делаем что-то, ориентируясь на эту миссию. Давайте остановимся на мгновение и представим: вот учитель ведет урок, говорит с учеником, ставит отметки, организует экскурсию, общается с родителями, работает на экзамене, вытирает слезы... Он держит в руках наше будущее. И нам хочется верить, что оно не выскользнет, не улетит из его рук воздушным шариком.
Что же, собственно, делает учителя хорошим? Ответ будет разным для детей и родителей, директоров и чиновников. Сегодняшние мамы и папы ведут первоклассников адресно к учителю. Почему? «Добрый», «требовательный», «хорошо учит». Все малыши хотят подарить букет конкретной учительнице. Почему? «Справедливая», «искренняя и веселая», «понятно объясняет», «всегда поможет»... Старшеклассники заглядывают именно в этот кабинет поговорить, посекретничать. Что ценно для них? Кроме требовательности, помноженной на справедливость, кроме умения легко объяснить трудное, - способность понять и поддержать, увидеть в каждом особенного, талантливого, такого, какой он есть и чуточку лучше. Показательно, что человеческие качества не менее важны, чем профессиональные.
Что делает учителя ценным сотрудником для директора? В нынешних условиях - качество подготовки учеников, результативность образовательного процесса: диагностических работ, государственной аттестации, и еще победы учеников в значимых конкурсах, и еще умение работать с документами, теперь уже в электронном виде.
Что важно для чиновника? Показатели - в баллах, процентах, местах...
Четко обозначается проблема: профессионально востребованные характеристики учителя такие разные, иногда слишком разные. Для самого ученика и родителей они детоцентрированны. Для административных работников - процентоцентрированны. И хотя, казалось бы, все объединяется понятием «качественное образование», но на содержание этого качества взгляды существенно разнятся. И это понятно: как замерить, сравнить, продемонстрировать то, что выносится за скобки «показателей»? Ответ очевиден - никак. Слишком сильно отсрочен результат педагогического труда. Но очевидно и другое - выносить за скобки те особенности работы учителя, которые не формализованы, которым нет места в профессиональном стандарте педагога, нельзя!
Запрос на преподавателя, думающего широко и независимо, строящего отношения с учениками на личностно ориентированной основе, остается актуальным. Сегодня мир развивается стремительными темпами, технологии начинают опережать умения пользователей, а для создания новых продуктов требуются специалисты различных направлений. А значит, нашим детям, чтобы достичь успеха в будущем, придется эффективно взаимодействовать с людьми разных специальностей, и умения сегодняшнего школьника должны быть в очень высокой степени метапредметными. Решить эту задачу можно только одним путем - включая учеников в общение, взаимодействие, показывая заинтересованность в них здесь и сейчас, в реальной сегодняшней жизни. Для этого недостаточно выдать проценты, организовать победителей в нескольких олимпиадах и конкурсах - необходимо видеть индивидуальность каждого ученика, и эту возможность сегодня предоставляет та московская школа, которая сильна своими талантливыми педагогами.
На мой взгляд, вопрос о профессиональных качествах учителя новой образовательной реальности должен рассматриваться нами и с точки зрения полноты создания социокультурных условий для развития наших учеников. Решение мне видится здесь прежде всего в укреплении института классных руководителей - современных во взглядах на мир и компетентных в содержательном поле мышления подростков, по-хорошему консервативных в вопросах нравственности и гражданственности. Нужна серьезная практическая подготовленность самых близких к ребенку педагогов в вопросах управления группами, разрешения конфликтов, организации детского взаимодействия.
Сам классный руководитель является пусть и важнейшей, но частью школьной системы воспитательной работы. Именно о ней мы с коллегами говорили на очередной встрече директоров нашего межрайонного совета. Тема оказалась очень важной практически для каждого руководителя, а я, слушая своих коллег, поймал себя на простой мысли: мы крайне редко обсуждаем друг с другом педагогические вопросы. А это в корне неправильно! И то, как мы заинтересованно, остро, содержательно говорили о вышеназванной проблеме, подтверждает мою мысль. В результате было принято решение о начале межрайонного проекта по воспитательной работе. Проект будет наполнен стажировками, краткосрочными тематическими практикумами для классных руководителей, для заместителей директоров по воспитательной работе. Промежуточный результат этого проекта будет представлен 17 февраля 2018 года на межрайонном фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты».
Подводя итог, отмечу - труд учителя и требования к его профессиональным качествам не становятся проще, но в руках грамотного руководителя образовательного учреждения есть серьезные рычаги, чтобы поддержать как талантливых опытных педагогов, так и молодых начинающих учителей, несущих в профессию бесценный энтузиазм и живые свежие идеи.

Константин ПЕТРОВ, председатель межрайонного совета директоров №11, директор школы №1598