Первый опыт внедрения образовательных стандартов за три года показал, что в целом концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. В связи с этим значительно изменилась роль учителя на уроке, теперь педагог перестал быть единственным носителем знания, как было раньше, а стал координатором; позиция ученика, напротив, стала более активной, что соответствует принципам системно-деятельностного подхода. Поэтому повышение квалификации, стремление быть в курсе событий, постоянный обмен опытом, в том числе и через публикации собственных статей, начинает играть особую роль среди учителей.
Задачи, которые были поставлены три года назад, изменили требования к уровню владения иностранным языком, определили новые подходы к отбору содержания, к методической организации материала, к принципам обучения в целом. В основу ФГОС 2-го поколения положен принцип метапредметного подхода в обучении, и умение применять современные технологии обучения приобретает особое значение для учителей. Именно этим вопросам и был посвящен недавно вышедший в свет региональный методический сборник, в который вошли работы, принявшие участие в конкурсе «Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Москвы». Организаторами конкурса выступили Ассоциация учителей иностранного языка города Москвы и Центр лингвистического образования Группы компаний «Просвещение».
Конкурсные статьи были представлены в двух номинациях: «Работа методического объединения учителей иностранных языков в образовательном учреждении» и «Практическое использование современных технологий обучения иностранным языкам: из опыта учителя». Темы присланных статей отличались большим разнообразием: реализация ФГОС на уроках иностранного языка, современные технологии, работа с одаренными детьми, проектная работа на занятиях, развитие различных видов речевой деятельности и многое другое. Анализируя опубликованные статьи, можно понять, какие проблемы волнуют учителей иностранного языка и над чем они сейчас работают. Педагоги, среди которых были преподаватели английского, немецкого, французского, испанского и китайского языков, активно делились своими наработками в области преподавания иностранного языка - возможностями развития профессиональной компетентности учителя, практическим применением современных технологий в условиях инклюзии, приемами развития критического мышления на уроках иностранного языка, опытом применения кейс-метода и современных информационных технологий в иноязычном образовании. Отдельного внимания заслуживают статьи, которые были посвящены темам проектного урока как образовательной технологии, профильно-ориентированному обучению, обучению поисковому чтению. Особое место в сборнике занимают статьи, связанные с проблемами подготовки учащихся к сдаче основного государственного экзамена. Мы также благодарны коллегам, которые поделились опытом работы методических объединений учителей иностранного языка в образовательных организациях Москвы: школа №171, школьное отделение №15 «Школа 54», школа №962, школа №1302, школа №956, школа №2098 имени Доватора, школа №1273.
После ознакомления со всеми присланными работами становится очевидным тот факт, что плодотворная работа по внедрению ФГОС уже идет полным ходом, но есть и некоторые проблемы. Однако они вполне решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать только переформатированное сознание педагога, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. А методические сборники, благодаря которым у педагогов появилась возможность делиться своим опытом с широким кругом публики, по словам руководителя Центра лингвистического образования ГК «Просвещение» Юрия Алексеевича Смирнова, дают направление учителям для организации качественного образовательного процесса на основе опыта лучших педагогов нашей страны.

Екатерина МОРОЗОВА, председатель Единой ассоциации педагогов города Москвы