В своем кино Грымов (впрочем, будет еще двухсерийная телеверсия) собрал яркий актерский ансамбль. Звезда Малого театра Людмила Полякова (помните ее блистательную роль в фильме «Хозяйка детского дома»?) сыграла старшую из сестер - Ольгу. Машу Грымов отдал замечательной эфросовской актрисе Анне Каменковой. Ирина досталась Ирине Мазуркевич. Соленого сыграл Александр Балуев, доктора Чебутыкина - легенда отечественного кино Игорь Ясулович, подполковника Вершинина - вахтанговец Максим Суханов. Все актеры согласились играть без гонораров, поскольку Грымов не нашел денег и снимал кино за свой счет. Лишь после съемок Минкульт частично компенсировал режиссеру затраты, и актеры получили неожиданный небольшой новогодний подарок.
Почему актеры такого уровня согласились играть бесплатно и зачем Грымову снимать картину без финансирования? «Некоторые произведения нашей школьной программы превратились в фантики, - объяснил свой поступок Юрий Вячеславович. - Я решил снять картину о сегодняшней старой московской интеллигенции. Снять для себя, потому что все свои фильмы я снимаю для себя. А то, что большие актеры согласились играть без гонораров, закономерно. Актер такого уровня не заражен стяжательством».
Грымов подошел к тексту пьесы настолько бережно, что даже вставил туда фразу, которую убрал Станиславский в первой постановке и которую потом уже никто не вспоминал. А Грымов вспомнил, потому что фраза эта, финальная в пьесе, объясняет ее идею. Вот она в приблизительном изложении: «Птицы летят, каждый год летят по одному и тому же маршруту, с юга на север, с севера на юг, и будут лететь до тех пор, пока Бог не ответит на их вопросы». Грымов снял кино в черно-белом варианте, поэтому изображение получилось стильным.
О чем эта лента, которая подарила артистам, по их словам, «три недели счастья» и которая смотрится как история, происходящая в наши дни? На мой взгляд, о погибших надеждах. Жизнь обманывает всех, но более всего тех, кто лелеет надежды. О всех нас. О полном фиаско, к которому приходит в финале каждый, потому что счастливых судеб не бывает. Но более всего о старой советской интеллигенции, которая несет свой этический код, не вписавшийся в рамки нынешней эры нового варварства, которая абсолютно не нужна ни времени, ни своим детям, никому вообще. Но она хочет дожить, не теряя собственного достоинства.
Еще эта картина об одиночестве, которое неизбежно, о трусости, об отчаянии и желании обмануть судьбу, украв призрачные минуты счастья напоследок. О желании тщетном, потому что судьбу обмануть еще никому не удавалось.
Грымов подарил возможность доиграть закрытый в советские времена Фурцевой эфросовский спектакль Анне Каменковой и дал роскошного Максима Суханова ей в партнеры. Подарил, возможно, лучшие роли за последнее время замечательным актерам Игорю Ясуловичу и Людмиле Поляковой. А всем тем, кто родился до того, как начался крах культуры и этики, - утешение и оправдание. Возможность увидеть себя со стороны и вздохнуть: «Хорошо, что не сломались, не превратились в неандертальцев, остались людьми».
Найдите время, пригласите родителей и посмотрите это кино вместе с ними. Картину должны увидеть те, о ком и для кого она и снималась.