Теперь можно услышать: «У нас растут компьютерные дети». Компьютер, ноутбук, айфон для них и няня, и мама, и друг, и наставник. Для одних родителей это предмет гордости - ребенок растет «продвинутым», с легкостью управляет гаджетом, знает и умеет то, что недоступно многим взрослым. Другие родители (таких, пожалуй, больше) обеспокоены: дети проводят слишком много времени за компьютером, засиживаются допоздна, становятся малоподвижны и зависимы.
В виртуальном мире много притягательного и для взрослых, и для детей. Те и другие могут жить в нем, забыв о реальной действительности. Есть полезные, развивающие программы, тут все ясно. Но в последнее время получили распространение сетевые игры, они манят и затягивают, и тут часто возникают привыкание и зависимость. Эффект присутствия и участия в них для детей и подростков особенно привлекателен, что становится постоянной потребностью, поэтому они проводят за компьютером все свободное время, это отрывает их от учебы, отдыха, сна, что уже тревожно.
Психологи отмечают, что легче всего «акклиматизируются» в этом фантастическом мире меланхолики и холерики, они первыми впадают в интернет-зависимость. При этом искажается восприятие реального мира, а это чревато ослаблением здоровья, расстройствами психики. В особых случаях расстройства могут быть тяжелыми - психоз, депрессия, шизофрения, истощение организма.
Не дожидаясь этих крайностей, необходимо вернуть ребенка к реальности, изменить его образ жизни. А для этого нужны усилия всей семьи, которая в этом случае должна изменить свой образ жизни в интересах ребенка.

Помог «Аленький цветочек»

Анастасия КРАСНИНА, преподаватель, Московский городской педагогический университет:
- Я часто бываю в семье сына. И каждый раз наблюдаю одну и ту же картину: Антон, его жена Марина и их сын Тимофей сидят по своим комнатам каждый со своим компьютером, возле сына часто стоит недопитый чай, лежат нетронутые бутерброды. «Тебе и поужинать некогда?» - спрашиваю его. «Угу», - только и отвечает он, не отвлекаясь от экрана.
И самое прискорбное в том, что они и сами друг с другом редко разговаривают. Все живут в своем виртуальном мире. Марина общается во Всемирной паутине с одноклассниками, однокурсниками, Антон увлечен политикой, играет в шахматы - все это на экране, а у Тимоши свои интересы - игры.
Я каждый раз возмущалась, что они разобщены, что родители мало общаются друг с другом и с сыном. Они все время как бы вне дома, вне семьи. В реальной жизни только спят и иногда наскоро обедают на кухне.
«Вы хоть знаете, как дела у Тимофея в школе? - пытаюсь заговорить с Мариной. - Какие у него оценки, что они проходят, к примеру, по литературе, по истории (Марина окончила исторический факультет МГУ)? Что мальчик читает, с кем дружит?» - «Знаю, - отвечает Марина, - я регулярно заглядываю в его электронный дневник, а друг Вася заходит к нему, и они вместе играют». Вот и весь наш разговор.
Подхожу к Тимофею: «Когда ты был в последний раз в театре, что видел?» Отвечает: «В прошлом году с классом». - «А какой спектакль смотрел?» Говорит: «Не помню».
Ну как же так, думала я. Вот меня родители часто водили в кино, на спектакли. И я до сих пор помню, какие спектакли и с кем из родителей или подруг я смотрела и в каком театре, а тут прошел только год, и все забыто. У мальчика другие интересы - игры и еще раз игры.
Я часто думала, как сплотить семью сына, как сделать так, чтобы для них общение друг с другом стало важнее игр и социальных сетей.
Семья сына живет в центре Москвы, в десяти минутах ходьбы от Театра имени Пушкина, можно пешком дойти. В шаговой доступности еще несколько театров, в том числе Большой, Малый, Художественный, музыкальный имени Станиславского. И я однажды купила им билеты в Театр имени Пушкина на спектакль «Аленький цветочек».
А на другой день, во время следующего визита, я посадила Тимофея рядом с собой на диван и стала расспрашивать, понравился ли спектакль, какие актеры играли, что больше сего запомнилось. Мальчик отвечал довольно односложно - компьютерные игры речь не развивают. Но, судя по всему, постановка ему понравилась. И тут я посоветовала внуку, который уже прильнул к компьютеру: «Напиши по электронной почте папе и маме все то, о чем рассказал мне, и поблагодари за поход в театр».
В другой раз мы всей семьей посмотрели любимый мною с детства фильм «Золушка». В конце все встали и уже пошли было к своим компьютерам, но я затеяла обсуждение. Затем мы вспомнили другие фильмы по известным сказкам. Постепенно все трое привыкли делиться прочитанным, увиденным, услышанным. Им стало интересно узнать мнение друг друга. Потом стало привычным обсуждать в семье другие дела. Однажды Марина за столом стала советоваться с мужем и сыном, стоит ли ей перейти на работу из районной библиотеки в школьную. Обсудили, посоветовали перейти.
Хочу сказать, что постепенно все трое стали общаться, ходить в театры, в походы. Меня это особенно радует, это не без моего влияния, но семья ожила.

Это проблема родителей, а не детей

Ирина ФОМИНА, психотерапевт детской больницы, Мытищи, Московская область:
- Алеша раньше был подвижным мальчиком, увлекался футболом, даже играл в школьной команде, ходил с ребятами в музеи, театры, причем нередко именно сам и был инициатором. Когда мальчику исполнилось 12 лет, ему купили персональный компьютер. При этом было поставлено условие: не увлекаться, не просиживать у экрана часами. Но Алеша так увлекся, что скоро забыл о времени и не мог оторваться от стола. Сами родители недостаточно его контролировали, а потом перестали обращать внимание на то, что он засиживался дольше положенного.
Подросток увлекся играми. Даже с любимой собакой отказывался гулять. Перестал встречаться с друзьями. А когда Алеша включал компьютер по вечерам и долго засиживался, говорили: «Это лучше, чем болтаться допоздна неизвестно с кем и неизвестно где».
К чему это привело? Вот уже более трех лет подросток все свободное время проводит за компьютером. И на уроке больше занимается смартфоном, чем слушает учителя.
Ко мне пришла его мама. Она взволнованно рассказала, что в семье произошел вопиющий случай. Возмущенная бабушка попыталась вразумить внука, напомнила ему об уроках, а когда он отмахнулся от нее, выдернула из розетки шнур. Алеша вскочил и вытолкнул бабушку из комнаты.
- Помогите, как нам вразумить Алешу? - спрашивала мама.
Подростки увлеченно погружаются в виртуальный мир, где свои законы и правила. Они становятся зависимыми от этого увлечения, такая зависимость сравнима с зависимостью от наркотиков.
В группу риска попадают ребята 11‑18 лет (чаще всего мальчики). В этом возрасте еще не сформировалась устойчивая нервная система. Они легко попадают под чужое влияние, далеко не всегда положительное. Считаю ролевые игры наиболее опасными - игра со страшными сюжетами не пугает таких детей, а, наоборот, завораживает, привлекает. Мелькание на экране навязывает свои ритмы, не свойственные детскому головному мозгу. А это может привести к нарушениям психики.
Уход в мир фантазий свойствен прежде всего детям, молодым людям со слабой нервной системой, склонным к одиночеству, и тем, кто дома не получает достаточно любви и заботы. Для врачей-психотерапевтов компьютерная зависимость явление довольно новое и малоисследованное. Лекарства от нее пока не существует, а возникает она из-за попустительства взрослых. Это проблема родителей, а не детей.
Что же касается конкретно Алеши, его общими усилиями удалось спасти от зависимости. Родители изменили образ жизни семьи, папа стал ходить с ним в походы - зимой на лыжах, летом на байдарках.

О чем нужно помнить

Михаил ЯСНОВ, психолог, Москва:
- Родители довольно поздно вдруг обнаруживают, что ребенок отдалился и живет в каком-то непонятном для них мире. Насильно разлучить его с компьютером (выключить, отнять) нельзя, это ничего не даст, зато оставит след в психике ребенка. Он начнет думать, что его дома не любят, раз не считаются с его интересами, лишают его радости. И возникают отчужденность, иногда озлобленность, агрессия. Если же, наоборот, все дозволяется и родители не контролируют время, проводимое за компьютерными играми, у подростка часто возникает зависимость - психологическая, эмоциональная. Компьютер становится своего рода наркотиком.
Что делать? Вот некоторые советы.
1. Не устанавливайте компьютер в детской комнате, тогда ребенок будет включать его когда вздумается.
2. С самого начала следует ограничить время игры, позволять можно не ранее пяти лет. Само общение с компьютером может длиться не более 30 минут, и только по выходным, лучше вместе с родителями.
3. Не покупайте мобильные телефоны, которые содержат игры.
4. Помните, что наиболее опасны для детской психики ролевые игры.
5. Не ругайте ребенка, увлеченного компьютерными играми сверх меры. В том, что с ним происходит, он не виноват.
6. Помогите сыну или дочери заполнить досуг другими увлечениями. Сделайте реальный мир для детей более привлекательным. Придумайте для них другие увлечения. Полезны коллективные занятия, например театральные кружки, танцевальные студии, спортивные секции, где участники живут по правилу «мы одна команда».
7. В трудном случае прежде всего найдите хорошего психолога, психотерапевта, а то и психиатра. Сегодня, по существу, компьютерная зависимость становится эпидемией.
8. Помните, что компьютер таит в себе смертельную опасность.

Семейные праздники


Василиса САМОЙЛОВА, учитель, Королев, Московская область:
- В моем детстве, в 70‑80‑е годы, во многих семьях были свои устоявшиеся традиции, устраивались совместные праздники, поездки. Мы с братом с удовольствием ездили с папой на рыбалку, с мамой и бабушкой ходили в лес за грибами.
А вот в наши дни родители и дети - и не только уже взрослые, но и еще школьного возраста - живут разобщенно, хоть под одной крышей, но не общими интересами и заботами. И, наблюдая за многими семьями, я прихожу к неутешительному выводу, что родители часто не знают своих детей. Я уже не говорю о том, что и в нашей школе, где учатся их дети, они бывают намного реже, чем наши родители в то время.
И вот в заметке «УГ» я прочитала, что одна учительница устраивает в классе дни семьи, посвященные семьям учеников, по очереди. Меня заинтересовала эта форма общения, и я тоже решила попробовать устроить такой праздник в своем классе. Всем понравилось - и ребятам, и взрослым. И вот уже третий год мы проводим такие праздники.
Семья Карасевых музыкальная. Маша играет на фортепиано, папа и мама - на гитаре. Мы любим встречи с этой семьей. Они устраивают для нас концерты, рассказывают о творчестве композитора, чью музыку они исполняют.
Семья Федоренко - ботаники в самом прямом смысле. Близнецы Артем и Савелий вместе с родителями выращивают диковинные растения, цветы, овощи, которые растут в других климатических зонах, в том числе и цитрусовые, и получают высокие урожаи. На семейном празднике в классе они поведали о своих питомцах - откуда они родом, в чем их особенности, чем их следует «кормить» и «поить».
А в семье Петровых все книголюбы. Мама - менеджер в книжном магазине, дочь Маша, моя ученица, вместе с бабушкой и младшим братом готовят небольшие спектакли по полюбившимся книгам.
Сама подготовка к семейному празднику перед одноклассниками и их родителями уже сплачивает семьи. Все - и взрослые, и дети - стараются продемонстрировать свои умения и достижения в лучшем свете, они как бы негласно соревнуются - одна семья с другой.