Хотелось бы поделиться впечатлениями, практическими и научными выводами, появившимися после знакомства с практикой работы этой школы. День в школе стал нетипичной частью педагогического симпозиума. Его организаторы, представители краснозвездинского сельского сообщества, продемонстрировали высокий уровень режиссуры педагогического действия. В ходе симпозиума был представлен калейдоскоп педагогических находок, достижений, инноваций в сфере образования и в социальной сфере. Отметим разножанровость выступлений, где каждое являлось маленьким спектаклем, завершенным действием. Были представлены и аналитический обзор педагогических достижений школы, и анализ опыта школ района, и информация о социальном партнерстве опытного хозяйства и школьного сообщества, и презентации ученического проекта «Ферма будущего» и анимационной студии «Мастерица», и выступления сводного хора учителей, родителей и учащихся и общественника - руководителя музея, и историческая реконструкция беседы двух героев орловской земли - генерала Ермолова и поэта Дениса Давыдова, и танцевальные номера, и информация об агротехнологическом компоненте общеобразовательных предметов. В числе выступавших были директор школы, заврайоно, руководитель АО ОПХ «Красная Звезда», дети, учителя-предметники, общественники, родители, работник культуры.
На симпозиуме в рамках выезда его участников на практическое «поле» прозвучали не только новые идеи школьно-сельского сообщества как неотъемлемой части территориального, но и были обозначены современные педагогические технологии решения многих актуальных для регионов педагогических проблем (агрообразование вне уроков, вариативность внеурочной деятельности, тематика ученических проектов аграрной направленности, взаимосвязь обучения математике, истории, географии и пр. с сельским хозяйством, сельская киностудия и др.). Районной газетой «Наша жизнь» совместно с педагогами школы специально к симпозиуму был подготовлен целый разворот об инновационной деятельности агрошколы, предложенный участникам симпозиума в качестве методического материала («Наша жизнь» от 13 октября 2017 г.).
Поразил нас уровень современной организации педагогического и сельскохозяйственного производства. Мы увидели, что сельский социум Орловщины впитал все лучшее, что привнесла сегодняшняя жизнь. Мы увидели красиво и модно одетых учителей, детей, родителей, хорошо продуманное, грамотное и по-новому выполненное оформление школы, сполна использованные в процессе демонстрации опыта возможности информационно-коммуникативных технологий, Интернета.
В лице педагогов школы, руководителя сельхозпредприятия, авторитетных людей села мы увидели единый коллектив воспитателей, в котором свою незаменимую роль играет каждый из руководителей структур сельского сообщества. Отрадно осознавать, что ранее признанные и перспективные сегодня идеи взаимного действия школы и сельского сообщества, школы и сельхозпредприятия АО ОПХ «Красная Звезда» восстанавливаются в поселке с одноименным названием на новом качественном уровне.
Краткое, но яркое выступление Олега Владимировича Тимохина, руководителя АО ОПХ «Красная Звезда», кандидата технических наук, доцента ОГАУ, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, заслуженного работника сельского хозяйства Орловской области, члена управляющего совета Краснозвездинской школы, заразило энергией действия, содействовало желанию на федеральном уровне инициировать процесс социального проектирования модели развития агротерритории. Продуктивная административно-хозяйственная и педагогическая деятельность директора Краснозвездинской агрошколы Марины Игоревны Казачкиной, сотрудничество школы с научно-исследовательской лабораторией «Сельская школа» ОГУ им. И.С.Тургенева (заведующая - Г.Е.Котькова, д. п. н., профессор) вызвали чувство уверенности в перспективном развитии сельской школы Орловщины. Далеко не случайно Краснозвездинская агрошкола награждена дипломом «Лучшая сельская школа России»-2016 и почетной грамотой «Школа года», стала победителем ХII Всероссийского слета ученических бригад.
С позиции практической значимости опыта Краснозвездинскую агрошколу можно охарактеризовать как жемчужину в системе российского образования. С точки зрения науки мы увидели перспективную инновационную площадку российского масштаба по развитию содружества агрошколы, хозяйства, местного сообщества, агровуза как системообразующую основу для решения проблемы устойчивого развития сельских территорий.
Для себя мы отметили: появление в пространстве малого социума двух лидеров российского масштаба - образования и сельхозпроизводства - добрый знак и реально имеющиеся предпосылки для развертывания на федеральном уровне широкомасштабной работы по комплексному развитию агротерритории.

​Марина Гурьянова, доктор педагогических наук, профессор, завлабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями Института изучения детства, семьи и воспитания РАО