Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ):
- Мы все помним строки Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Семья первична, она первый учитель и образец. Обращение родителей говорит о том, что в этом вопросе нужна определенная поддержка со стороны системы образования. Эту тему затрагивали в 2014 году на форуме Общероссийского народного фронта в Пензе, после чего Президент России дал поручение о родительском всеобуче. Регионы разрабатывают и реализуют программы, однако, судя по вопросам родителей, проводимых образовательных мероприятий недостаточно.
В 2016 году Минобрнауки уже объявляло проведение во всех школах ежегодного единого урока «Семья и Отечество в моей жизни». Даже проведение одного такого урока требует серьезной предварительной работы. Во-первых, необходимо общее понимание того, каким мы видим школьное преподавание основ семейной жизни. В 1980‑х годах в школьной программе был курс «Этика и психология семейной жизни» - с детьми проводили занятия раз в неделю. В одних школах подобные курсы и сейчас проводятся в инициативном порядке, в том числе в рамках преподавания основ безопасности жизнедеятельности, в других вопросы семейных отношений обсуждаются в рамках классных часов. Что касается вопроса нравственных основ взаимоотношений людей, они осваиваются в школе через литературу, обществознание, МХК, деятельностные игры. Возможно, прежде чем говорить о введении нового курса, нужно про­анализировать то, что уже реально делается.
Во-вторых, важно освещать особенности жизни семьи в разных культурах, рассматривать семью с точки зрения становления личности ее членов, отношений семьи и общества. Россия - многонациональная страна, и у каждого народа есть собственные традиционные культурные представления о роли мужчины и женщины, о семейном быте. На основе такого многообразия формируются нравственные основы. Поэтому важно еще и изучать не только родной язык, но и культуру, традиции своего народа, их глубокий исконный смысл.
Марьяна ДЕМИДОВА, педагог, мама пятиклассницы, Великий Новгород:
- Помню, в нашем школьном детстве в конце 1980‑х вводили курс основ семейной жизни. Ничего ценного мы оттуда не вынесли. Думаю, все зависит и от учебника, и от преподавателя. Учебник по такому предмету должен разрабатывать не ученый-психолог, а успешные люди, прожившие в счастливом браке 20‑30 лет. И преподавать такие же люди соответственно. А если их не найдется среди учителей конкретной школы? Разбор бытовых ситуаций, житейские советы - вот что должен содержать такой курс. Поэтому лучше сделать его элективным и поручить каждому классному руководителю 6‑11‑х классов найти успешных в семейной жизни людей для преподавания.

Галина КОЧЕТОВА, заместитель директора Гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж:
- Вопрос не настолько простой, как может показаться на первый взгляд. Раньше, когда я была моложе, думала, что школа мало что решает в вопросах воспитания личности, что все главные воспитательные процессы происходят в семье. Но сейчас, с опытом, приходит понимание того, что школа многое решает. И может быть, для некоторых детей, у которых в семье все не очень хорошо, подобный курс был бы полезен. Но как администратор, который составляет учебные планы и расписания, я могу сказать, что старшеклассники и без дополнительных курсов перегружены учебными предметами, которые надо сдавать на ЕГЭ, чтобы поступить в вузы. Поэтому возникает много вопросов: у какого предмета мы должны забрать учебный час, чтобы преподавать предложенный курс? Кто будет вести эти занятия и по каким программам?
Я бы предложила вариант преподавания подобного курса в рамках внеурочной деятельности. По большому счету у нас уже есть учебные дисциплины, в которых так или иначе преподаются основы семейной жизни. Это спецкурс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в программе ОБЖ есть определенные главы о семье и в курсе обществознания. Другое дело, что в них не обсуждаются вопросы гражданского брака и отношений до брака. Может быть, об этом нужно будет говорить как раз в предлагаемом курсе, но во внеурочное время и по желанию.

Ирина КОШУРИНА, учитель биологии сельской школы, Нижегородская область:
- Знаете, мне иногда кажется, что нужен отдельный курс. Но не для всех, а для некоторых категорий школьников. Раньше я бы рассмеялась в ответ на такой вопрос. Ведь основы взаимоотношений закладываются в семье, а не в школе. Но только в нормальной семье. А у нас сейчас слишком много семей неблагополучных, где никаких основ, ничего нравственного дети не смогут увидеть. К сожалению, многие ребята видят плохие примеры: чуть не каждый день на их глазах мать с отцом пьют, ругают друг друга матом, дерутся, не стесняясь, обсуждают сугубо взрослые темы... Что дети вынесут из таких семей? Став взрослыми, они создадут свои семьи по образу и подобию, если не узнают настоящих, нормальных семейных отношений. Я не представляю, как это можно преподавать. Возможно, через фильмы, комиксы. Даже через мультики. Например, можно использовать «Свинку Пеппу», по-моему, это энциклопедия счастливой семейной жизни. Посмотрев мультик, мы поняли, почему он так нравится детям: там мудрые взрослые. Они любят детей, любят друг друга, заботятся о близких и принимают окружающих такими, какие они есть. Ведь это основа счастья в семье.

Мария Г., мама троих детей, журналист, Петрозаводск:
- Если честно, то мне бы категорически не хотелось, чтобы с моими детьми вели разговоры на темы, далекие от школьной программы. Я не знаю, кто будет преподавать нравственные основы семейной жизни, достаточно ли у человека, который будет вести этот курс, жизненного опыта, такта и знаний. Для меня очевидно, что очередной час, выкроенный за счет предметов основного цикла, не обогатит, а в очередной раз перегрузит школьную программу, которая за последние годы пополнилась третьим уроком физкультуры, основами религиозных культур и светской этики, историей своего региона, проектной деятельностью и самыми разными внеурочными практиками, которые, может быть, и развивают детей, но все больше отвлекают их внимание от основных, самых важных предметов, по которым им сдавать ГИА и ЕГЭ. К тому же я уверена, что в любом возрасте ребенок должен читать. Не в чтении ли, не в сбалансированной ли программе по литературе закладываются те самые нравственные основы, которые важны не только в семейной жизни, но и вообще в жизни любого человека, как маленького, так и взрослого? И еще у меня вопрос: не слишком ли многого управленцы от образования хотят от измученных учителей и перегруженной школы?