- Алексей Владимирович, 145 лет назад все началось с женских курсов, МВЖК. Как менялся за эти годы университет и что осталось, несмотря на ход времени, неизменным?
- Идея основать Московские высшие женские курсы принадлежала Владимиру Ивановичу Герье. С одобрения Александра II он учредил МВЖК. В 1872 году это, безусловно, было, как сейчас бы сказали, инновацией. Впервые женщины могли получить полноценное высшее университетское образование, до этого у них были лишь закрытые пансионы и институты, каким был, к примеру, Смольный. Проект запускали при поддержке Сергея Михайловича Соловьева, который в то время был ректором Московского императорского государственного университета, он же стал и попечителем Высших женских курсов. Общее направление движения нашей либерально-консервативной интеллигенции заключалось в том, чтобы через просвещение, через культуру направить молодежь в русло национально-государственных традиций, оторвать от радикальной линии нигилистов. А вообще миссия университета во все эпохи - отзываться на запросы времени, задачи, стоящие перед государством и обществом.
- И эта миссия была возложена на людей исключительных…
- Да, и мы об этом никогда не забываем. Одним из ведущих преподавателей на курсах стал Василий Осипович Ключевский, предложивший курсисткам свой цикл лекций по русской истории, ставший впоследствии очень популярным изложением отечественной истории и среди специалистов, и среди простых почитателей, и среди любителей древностей России.
К сожалению, в 1905 году на фоне революционных потрясений Герье был вынужден уйти со своего поста, директором был избран Владимир Иванович Вернадский. Он не смог приступить к своим обязанностям, так как в это время скончался недавно избранный ректор Московского императорского университета князь Трубецкой, и Вернадского пригласили проректором в университет. Тем не менее Вернадский преподавал на МВЖК вплоть до 1911 года. Здесь был открыт его минералогический кабинет. И тогда директором стал выдающийся механик и математик Сергей Чаплыгин, построивший замечательный Главный корпус университета. И еще немного об именах: в нашем вузе изначально развивалась высокая наука. В 20‑е годы прошлого века тут сложилась очень мощная школа психологов, педагогов, философов. Достаточно сказать, что здесь преподавали Лев Семенович Выготский и Густав Густавович Шпет, именно в это время в наш университет впервые пришел работать Алексей Федорович Лосев. Его деятельность - это отдельная страница в истории университета. С 1944 по 1988 год Алексей Федорович работал на кафедре общего языкознания, именно здесь он писал свои выдающиеся произведения «История античной эстетики», «Эстетика Возрождения», переводил Аристотеля, Платона, отцов Церкви… В его лице была представлена очень мощная религиозная отечественная философия, у истоков которой находился и Владимир Сергеевич Соловьев - сын Сергея Соловьева, при участии которого создавался вуз. Таким образом, все переплелось, круг замкнулся…
- Алексей Владимирович, в чем, на ваш взгляд, выражается непрерывность истории?
- Боюсь, что полный ответ на этот вопрос будет сродни философскому трактату. А я бы хотел сделать акцент на человеческом аспекте непрерывности, ведь дело не только в отношении к материалу, в преемственности школ, в умении видеть глобальные тенденции. Это и отношение к личности учителя и личности ученика. Технологии технологиями, но главное - человек. На мой взгляд, сегодня существует технократический крен, который не всегда правомерен. Здесь нужно соблюсти очень тонкую грань между технократизмом и тем, что мы называем развитием личности человека. Это не значит, что мы должны отказаться от информационной среды, от того, что дает нам цифровая школа, и от многих других инноваций, без которых нельзя представить современное образование. Нужно не противопоставлять эти стороны, а гармонизировать и синтезировать их, при этом акцент все-таки должен быть сделан на развитие личности человека. Кстати, это позволит учителю быть креативной личностью…
- Наверное, благодаря такому видению, такому отношению к персоне учителя МПГУ всегда оставался своего рода центром свободомыслия…
- Да, сюда приходили люди, которые не могли по тем или иным причинам продолжить свою карьеру в системе Академии наук СССР, которые в какой-то степени были оппозиционерами. Свободомыслие также проявилось и в таком культурном феномене, как авторская и бардовская песня, которая зародилась именно здесь в 50‑е годы. У нас учились и творили Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, Вероника Долина, Борис Егоров… Атмосфера свободомыслия была в университете всегда, и это несмотря на то что руководители были разные. Так, к примеру, одно время вузом руководил Сергей Поликарпов, который в конце 50‑х годов возглавлял отдел культуры ЦК КПСС. Так вот, он знаменит тем, что громил Бориса Пастернака. По иронии судьбы именно у нас в 2005 году снимался фильм режиссера Прошкина «Доктор Живаго». Я это объясняю тем, что, наверное, где-то там наверху встретились Поликарпов и Пастернак и договорились между собой. Думаю, Пастернак простил Поликарпова.
- Принципиально, что в течение всех этих лет педагогическое образование было для вас приоритетом даже тогда, когда многие педвузы сменили свой профиль и стали называться классическими университетами.
- Да, была такая мощная волна, и если раньше в России насчитывалось свыше 100 педвузов, то сейчас их осталось чуть более 50. Думаю, это было связано не столько с принципиальной позицией этих вузов, сколько с их желанием выжить в новых реалиях. Поэтому правильное решение приняла министр образования и науки Ольга Васильева, когда сказала, что педобразование должно быть приоритетом в работе Минобрнауки РФ. То, что мы остались педагогическим университетом в сложные времена, во многом заслуга и тогдашнего ректора Виктора Леонидовича Матросова. Он немало сделал, чтобы сохранить педобразование.
- В Москве помимо МПГУ педагогов готовят МГПУ, Московский государственный психолого-педагогический университет. Можно ли говорить о конкуренции между вами на образовательном рынке?
- То, что существует конкуренция, - это хорошо. Но все-таки, на мой взгляд, будущее московской системы педагогического образования не в конкуренции, а в кооперации сил. Мы в любом случае остаемся федеральным вузом и готовим педагогов для всей страны. Кстати, у нас были наиболее высокие показатели ЕГЭ в этом году по всем программам педагогического образования. Так, к примеру, на специальность «русский язык» проходной балл был 273, в целом по педагогическим специальностям средний балл ЕГЭ составил 78,6, в то время как в 2016‑м было 76,5 балла. Даже на внебюджет прием в этом году был превышен в 2 раза, то есть эти ребята со своими баллами могли пройти в другие вузы, но они осознанно пошли к нам. Эти цифры говорят сами за себя. Динамика позитивная, но ее нужно закрепить.
- Сегодня образование переживает системный кризис. Как справиться с вызовами времени и каковы, на ваш взгляд, основные тренды в педобразовании?
- Среди важных трендов - информатизация школы. Мы должны глубоко разобраться в том, что мы называем медиаобразованием. Так, в МПГУ есть целый Институт журналистики, коммуникаций и медиа­образования. Мы не просто пытаемся дать ребятам навыки работы в информационной среде, но и показать угрозы, существующие прежде всего на ментальном уровне. Кроме того, мы должны обратить особое внимание на детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь мы работаем в тесной кооперации с Московским психолого-педагогическим университетом и Центром образования Евгения Ямбурга, развиваем такое понятие, как «госпитальная педагогика». Очень важным сегодня является также дополнительное образование. Среди важнейших трендов нашего времени - воспитательная работа. В частности, мы создали общефедеральный центр методической подготовки вожатых. Это сегодня очень востребовано в обществе и стране в целом.
Кроме того, ведем большую работу с учителями русского языка в странах СНГ и во всем мире, сотрудничаем с «Русским миром» и Россотрудничеством, недавно завершили пилотный проект в Чеченской Республике по повышению квалификации учителей русского языка.
Отдельная тема - взаимодействие с РПЦ и нашими традиционными конфессиями. В этом году в МПГУ была открыта кафедра теологии, которую 19 октября посетил митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Иларион. Было подписано соглашение о сотрудничестве между МПГУ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой.
- Алексей Владимирович, какие проблемы сегодня в педобразовании нужно безотлагательно решать?
- Необходима корреляция наших стандартов, имеются в виду стандарт общего образования, стандарт пед­образования и профессиональный стандарт учителя. Пока что они направлены в разные стороны. Нужно увязать все эти стандарты воедино.
Кроме того, среди первостепенных задач - создание на базе педуниверситетов центров непрерывного педагогического образования. Сегодня наши педвузы и система последипломного образования - ИПК и ИРО - как разбегающиеся галактики. Если мы хотим сохранить единое образовательное пространство страны, то без центров непрерывного пед­образования не обойтись. Через них можно продвигать и НСУР - Национальную систему учительского роста. Чтобы решить эти задачи, необходимо отказаться от узкоклановых амбиций и понять одно: наступило время консолидации сил.

Досье «УГ»

Алексей Владимирович Лубков родился 29 октября 1960 года в Москве. В 1978 году поступил на исторический факультет МПГУ. После окончания с отличием альма-матер Лубков остался на факультете на кафедре истории СССР, избирался секретарем комитета ВЛКСМ, в 1990 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1998 году - докторскую. Избирался деканом истфака МПГУ, в последующие годы (1998‑2006) работал проректором по научной работе МПГУ. Реализовывал совместные научные программы с РАН и РАО. В 2006 году Алексей Владимирович перешел в Московский институт открытого образования, 8 сентября 2016 года приглашен на должность заместителя руководителя Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ. 23 мая 2017 года избран ректором МПГУ.

От редакции

Мы поздравляем коллектив МПГУ и лично Алексея Владимировича Лубкова с 145‑летним юбилеем МПГУ. Творческих открытий и верности традициям!