Глазами детей

Как устроен «Артек»
Для начала мы хотели бы вам рассказать об устройстве «Артека». Международный детский центр включает в себя систему из нескольких лагерей. Каждый лагерь состоит из профильных и общеобразовательных отрядов. Профильные отряды имеют различные специализации: морские, туристские, медиа, КВН, диджеи и спортивные. Дети из остальных отрядов занимаются в кружках разной направленности.
Для организации самоуправления в «Артеке» создан Игроцентр. Каждый отряд выдвигает своего советника, который является лидером отряда и помощником вожатых, затем советники Игроцентра выбирают президента всего лагеря, который в свою очередь помогает старшим вожатым. Советники Игроцентра помогают оценивать выступления отрядов, а также предлагают свои идеи.
Изначально прописанный план смены на каждый день предполагал большое разнообразие видов деятельности. Помимо бытовых вопросов, питания и оздоровительных процедур, ребят ожидали кружки, занятия по профилю, социальные проекты, подготовка разнообразных выступлений и множество общеартековских мероприятий. При этом огромное количество времени уходило на разучивание артековских песен, подготовку к различным конкурсам и межлагерным битвам, и иногда из-за этого у нас не хватало времени на сон. Но можно сказать, это тот случай, когда цель оправдывает средства, ведь эмоции, полученные в результате совместной работы, незабываемы. Каждый участник смены получил новые знания, смог найти в себе новые стороны личности и раскрыть таланты. Были ребята, которые поначалу не смогли адаптироваться к такому насыщенному образу жизни. Но в конечном итоге они изменили свое отношение к нагрузкам.
Хотелось бы отметить, что на многих оказала влияние игра паралимпийцев (во время 10‑й смены в «Артеке» проходил финал турнира по теннису на колясках), они стали для нас примером мужества, силы воли. Несмотря на ограниченные возможности, спортсмены принимали участие во всех делах «Артека» с не меньшим азартом и мастерством, чем обычные дети.
В лагере собрались дети со всех уголков нашей огромной страны. Каждый привез с собой свои традиции, культуру общения, особенности, интересные идеи. Каждый старался показать, чем хороша его малая родина. У нас была возможность пообщаться и с ребятами из других стран.

Нет предела совершенству
По словам директора Международного детского центра Алексея Каспржака, в «Артеке» все сделано для того, чтобы ребенок вышел из него с уверенностью в своем будущем. Создана уникальная воспитательная и образовательная программа. Подбираются и обучаются вожатые и педагоги. Да, это так, но нет предела совершенству.
Для нас идеальный «Артек» выглядит так.
У каждого отряда есть свое коллективное творческое дело, которое ребята готовят всю смену и представляют перед всем лагерем на итоговом мероприятии.
В каждом отряде есть свой орган самоуправления, в котором дети сами решают, как, когда и в каком объеме будет делать каждый участник свою часть общего проекта. В конце каждого дня подводятся итоги проделанной работы, когда каждый пытается сказать о своих недочетах, как отряд проявил себя, и все вместе решают, что можно сделать, чтобы улучшить свою работу.
Общелагерный орган самоуправления регулирует и координирует процессы, связанные с отрядными коллективными творческими проектами. Причем проекты должны быть интересны и значимы для каждого участника. Как это достигается? Общей эмоциональной вовлеченностью, важно также, какой настрой создают вожатые.
Как говорит Алексей Каспржак, идеология лагеря заключается в том, чтобы каждый ребенок был счастлив. В нашем понимании, для того чтобы человек был действительно счастлив, он должен осознавать, что у него было, как он изменился и за счет чего это произошло. Как нам кажется, правильно было бы, чтобы вожатые прежде всего мотивировали детей на самоосознание, саморазвитие, рефлексию в повседневной жизни. Это означает высокие требования к отбору и подготовке вожатых.
Мы хотим отдельно поблагодарить вожатых 4‑го и 16‑го отрядов, которые действительно все силы приложили для того, чтобы дети, которые были на их попечении, чувствовали себя нужными, важными.

Творческий СОМ
Помимо общественной деятельности, в «Артеке» присутствует такая важная часть жизни детей, как школа.
Хотелось бы отметить, что формат общения учителей с учениками нам очень понравился. Он действительно формирует интерес к самостоятельному поиску знаний. Также там проводятся сетевые образовательные модули (СОМы), на которых нам помогают взглянуть на какой-либо школьный предмет под новым углом. СОМ состоит из трех этапов. Первый - ознакомление с предметом. Учитель объясняет, что будет происходить дальше, какие будут задания, дает советы. Второй этап - самостоятельное изучение материала и работа с ним в команде. Ребята используют все знания, полученные в школе. Третий этап позволяет раскрыть творческий потенциал участников действа. СОМы - отличный способ заинтересовать учеников в каком-либо предмете.
Благодаря «Артеку» изменилось наше представление о том, какой должна быть современная школа. По нашему мнению, обычные уроки, когда учитель сидит за столом и просто дает знания ученикам, должны постепенно исчезнуть. Нацеленное на среднего ученика образование больше не соответствует времени. Основные принципы новой школы - сотрудничество, сопровождение, готовность выслушать других, ответственность. Учителям нужно будет нащупать равновесие между ролями транслятора информации ученикам и провожатого на пути поиска знаний. Чтобы добиться успеха, человек должен ставить цели и добиваться их. Учителю стоит направлять ученика так, чтобы его желание учиться стало стартом для самостоятельного мышления. Новая школа не должна давать знания, исходя из потребностей рынка. Она должна научить ученика самостоятельно выбирать свой путь развития, чтобы он мог приобрести соответствующие его цели знания и умения. Школа должна не форматировать, а научить свободно мыслить, чтобы, став взрослым, человек понимал, зачем он живет и чего хочет добиваться.

Настоящие учителя
Благодаря организаторам мы смогли пообщаться с удивительными учителями, обладающими потрясающими талантами и харизмой, они сразу располагали к себе, и занятия проходили в теплой и дружеской атмосфере. Такие встречи заставили нас пересмотреть свое отношение к учебе и к школе в целом.
Невероятно поразил абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2016 Александр Шагалов. Удивительно молодой и при этом какой-то «настоящий». Чувствовалось, что за этим человеком дети пойдут и будут готовы учиться всему, что он расскажет. Запомнились поэтические встречи. На занятиях Игоря Карачевцева, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, заслуженного учителя России, даже самые тихие и незаинтересованные участники начинали активно работать, просто невозможно было не заразиться его любовью к истории.
Еще одним запоминающимся событием профильной смены стали мастер-классы. На этих занятиях мы столкнулись с удивительным явлением: учителя внимательно выслушивают то, что говорят ребята, задают вопросы, на которые ожидают совершенно необычных ответов. Высказывания ребят были действительно интересны педагогам. Особенно запомнился мастер-класс Елены Елшиной, секретаря - руководителя отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования. За короткое время мы смогли познакомиться, устроить дискуссию, сделать творческий проект, обсудить поведение людей, проверить себя на неординарность мышления и тут же развить его, посмотреть и обсудить фильм, выстроить для себе некие ориентиры в жизни и даже немного осмыслить прожитые годы.
После всех этих занятий невольно задумываешься, как приятно и правильно делиться знаниями с окружающими. Понимаешь, что профессия учителя безумно интересна и разнообразна. Задаешься вопросом: «А не стать ли мне учителем?» Ведь если все учителя будут такими, каких видели мы в «Артеке», в наших силах изменить мир к лучшему!

Марина ВЕЛИГОЦКАЯ,  16 лет, 2‑й отряд, президент Игроцентра лагеря «Полевой»,
Александр КРЕТ, 14 лет, 4‑й отряд, советник Игроцентра лагеря «Полевой», воспитанники Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга


Глазами директора

Самое ценное - обмен опытом


Наш совместный с Общероссийским Профсоюзом образования проект идет уже второй год. Самое ценное - это обмен опытом. Сложилось просто блестящее сотрудничество учителей, которые приезжают к нам благодаря инициативе профсоюза, и учителей нашей школы в сетевых образовательных модулях. Когда директор одной из самых замечательных школ Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003 Игорь Карачевцев становится рядом с нашим педагогом, пробует, экспериментирует, анализирует, говорит о ценности технологии СОМ (сетевой образовательный модуль), в которой работает «Артек», - это дорогого стоит. Потому что это оценка реальная, непредвзятая, оценка изнутри процесса. Мы работаем вместе.
Мы очень заинтересованы в том, чтобы наши технологии принимались. Потому что они дают очень хороший результат. Исследования показали, что СОМ дает возможность ребенку реализовать себя в ходе учебного процесса. 95% учеников удовлетворены предложенной методикой обучения. Площадки вне стен школы, которые мы используем в сетевых образовательных модулях, - теплица, библиотека, музеи Чехова, Пушкина в Гурзуфе, музей военно-морского флота, космическая выставка, музей истории Артека, краеведческий музей, - формируют познавательный интерес, дают иной образовательный опыт.
Нам бы хотелось, чтобы в России появились артековские школы. Профсоюз в этом отношении для нас большой помощник, союзник в распространении нашего опыта.

Наталья ЦАРЬКОВА, директор школы Международного детского центра «Артек»

Глазами завуча

Надеюсь на продолжение проекта

Нам очень приятно, что Профсоюз образования организует приезд замечательных учителей в артековскую школу. Каждую смену приезжают несколько педагогов из разных регионов и включаются в работу в СОМах. Они дают мастер-классы для наших учителей и способствуют их профессиональному развитию. С другой стороны, сами пытаются опробовать новый для себя формат. Особенно приятно, когда в сентябре приезжают наиболее маститые гости - учителя года России, в этом году прямо 1 сентября у нас была целая плеяда блестящих педагогов - Александр Шагалов, Игорь Карачевцев, Наталья Тихонова и другие. Надеюсь, что этот совместный проект продолжится.
Я работаю в «Артеке» с начала 2017 года. Очень интересно! Поразительная погода, поразительное место. Хочу пригласить учителей, которые хотели бы у нас временно поработать, особенно в самые «горячие» месяцы, когда не хватает педагогов, - май, сентябрь-октябрь. Школа «Артека» - школа инноваций. Самое важное, что мы делаем, - интеграция основного и дополнительного образования.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории, заместитель директора школы Международного детского центра «Артек»

Глазами учителей «Артека»

Они вдохновляют!

Главное, что мы переняли у учителей года, которые проводили здесь занятия, давали мастер-классы¸ - это желание удивлять, восхищать, желание быть интересным, вдохновлять.
Были показаны безумно интересные методы. Так, я ознакомилась с лексической игрой на увеличение словарного запаса, она связана с формированием образов, ассоциаций, нахождением синонимов. Метод этот я переняла у Натальи Сергеевны Тихоновой из Воронежа.
А еще одну ее находку буду использовать не только в классе, но и дома, с дочерью. Завести тетрадь и каждый вечер писать, что было в течение дня не совсем хорошим, удачным. Это позволяет ненавязчиво узнать о трудностях, переживаниях подростка, о которых он, возможно, не хочет рассказывать. Такие хитрости нам были открыты. Да просто было приятно слушать, как люди красиво говорят!

Валерия БАБАНИНА, учитель английского языка школы Международного детского центра «Артек»

Глазами учителя года

Мечты сбываются


Я давно хотела побывать в «Артеке», поучаствовать в этом проекте. Сама идея проведения такой профильной смены замечательная. Мне понравились занятия, которые проходят прямо на улице, СОМы потрясающие. Можно позавидовать детям, что они здесь находятся.
Первое занятие, которое я здесь провела, было на тему «Антарктида». Начала с вопроса: «Почему, находясь в Крыму, говорим об Антарктиде?» Противоположность - здесь жарко, там холодно. А есть ли такие районы, которые похожи по климату, но тоже противоположные? Вывела на то, что есть еще Арктика. Сравнили ее с Антарктидой.
Еще провела мастер-класс «Дорога в школу» для учителей. Ведь учитель выбирает свою дорогу - по-старому ему работать или по-новому. Рассказала, какие задания можно использовать, которые соответствуют ФГОС. Часто мы учим детей тому, что в жизни не пригодится. Нужно больше практических заданий.

Елена ДАВЫДОВА, учитель года Челябинской области-2001, учитель географии, Санкт-Петербург

Глазами журналиста

Уроки жизни

Интересно было общаться с ребятами, которые за те или иные заслуги попали в «Артек», особенно с детьми из лагеря «Полевой», победителями нашего конкурса-фестиваля «Арктур». Эти дети способны на многое, например, я с большим интересом слушала их выступления на внеклассном занятии учителя географии из Санкт-Петербурга Елены Давыдовой, когда она попросила учеников рассказать об их регионах и родных городах. Кто-то, конечно, списал из Интернета, но были дети, которые красочно и ярко, с любовью говорили о том, чем гордятся, о самых интересных местах. Когда они поняли, что географическая регата продемонстрировала их пробелы в знаниях, собрались вокруг карты и стали внимательно ее изучать.
Самое ценное, что дают ребятам в артековской школе и что дают им учителя года России, которые приезжают в эту школу в качестве приглашенных педагогов, - практико-ориентированный подход. В детстве у меня с физикой совсем не сложились отношения, но на уроке победителя конкурса «Учитель года России»-2015, преподавателя физики и информатики из Липецка Аллы Волковой я училась вместе с ребятами, не отрываясь. Потому что Алла Александровна постоянно говорила о том, какое отношение тема занятия имеет к жизни, к дальнейшему прохождению материала. Физические величины - казалось бы, ничего особенного. Но без них, оказывается, невозможно изучение всей науки физики. «Когда мы говорим о науке, мы не должны полагаться на наши собственные ощущения и первое восприятие того, что происходит вокруг нас. Физика - это наука точная, значит, мы должны точно знать о тех процессах, которые происходят в природе. Поэтому понятие физической величины очень важное». И так на протяжении всего урока - понятия, термины нужны не ради формальности. Все это пригодится для лучшего понимания физики, для познания мира. С Аллой Волковой интересно даже на таком сложном школьном предмете.

Оксана РОДИОНОВА, журналист, ведущий специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования