​У нас нет и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.
Владимир Путин

Осип Мандельштам писал: «Есть ценностей незыблемая скала». Эти слова как нельзя лучше раскрывают суть нашей педагогической формулы: пробуждение добрых чувств, прославление свободы, единственного достойного человека способа существования, побуждение человека к деятельному добру, к заботе о тех, кому в силу разных обстоятельств во сто крат хуже, чем тебе. Любой урок и внеурочная деятельность нацелены на выполнение этой педагогической формулы. Сегодня наших детей мало интересует то, как наши деды воевали, и то, как наших дедов забирали. «Живи на яркой стороне!» - вот лозунг современной молодежи. Мы должны их научить помнить и отвечать за то, что было. Военно-патриотическое воспитание должно проходить через сердце, все, что не вызревает в душе, мертво. Казенными мероприятиями патриота не воспитаешь. Только воспитание на реальных примерах жизни - тогда дети сами проникаются гордостью за свое Отечество.
Патриотическая работа в нашей школе велась всегда. Открытый в 1975 году музей 43-й армии постоянно пополнял свои фонды результатами поисковой работы школьников. На базе музея проходили встречи с ветеранами ВОВ, уроки Мужества. Ветераны всегда были почетными гостями на праздниках последнего звонка, 1 сентября, на традиционном конкурсе военной песни.
Учащиеся школы навещали ветеранов в пансионате «Коньково» или у них дома, где слушали увлекательные рассказы о реальных событиях нашей страны. И хотя патриотическое воспитание школьников в школе занимает одно из ведущих мест, все же воспитание патриотических чувств у ребенка начинается в семье. Именно в семье происходит передача семейных ценностей. Семья - самый честный и надежный архив, где каждый документ касается твоего родного и близкого человека, а значит, и тебя лично. Семья всегда находится в постоянном взаимодействии со школой. И главная задача родителей и педагога - взаимодействовать так, чтобы результат воспитательного момента был максимальным. В работе с семьей нужна особая тактика: не «давить» на ребенка очередным заданием, а вызвать у него  интерес к изучению истории своей семьи, гордость за причастность семьи к значимым событиям страны, и уже через гордость за семью воспитывается гордость за страну. Но как «расшевелить» семью? Как убедить уставших после работы людей часами разбирать семейные документы, выходные посвящать поиску информации, необходимой для ликвидации белых пятен семейных летописей? С этой целью было организовано участие в таких значимых мероприятиях, как метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», городской конкурс мультимедийных проектов «История семьи в истории России», в конкурсе писем, проводимом газетой «Московский комсомолец», «Напиши письмо фронтовику», в акции «Синий платочек» и, конечно, в беспрецедентном народном проекте «Бессмертный полк». Очень важный момент этой работы - совместное участие в ней детей, их родителей и учителей, выполняющих роль консультантов. Поисковая работа объединяет и сплачивает семью. Оказалось, что работа с семейными архивами несет позитивный заряд, формирует настрой на созидательную деятельность.
С чего же начинается работа над семейным проектом? С постановки целей. Это может быть составление подробной родословной семьи, сбор фотоматериала из семейных альбомов, изучение истории своей семьи через семейные традиции с целью показать, что каждая семья связана с прошлым своей страны традициями своих предков.
Участники проекта не только собирают информацию о своих предках, но и из Интернета узнают, какие события происходили в России в годы их жизни.
Часто проект показывает на примере отдельной семьи через воспоминания живых свидетелей военных лет, через документы семейного архива с привлечением интернет-ресурсов, что судьба семьи есть отражение судьбы страны.
Среди наиболее посещаемых во время работы над проектом сайтов - сайт «Память народа». Если член семьи стал жертвой холокоста, то найти информацию о нем могли на сайте YadVashem. Эти сайты открыли доступ к миллионам архивных страниц с данными о советских военных и узниках концлагерей. Важным итогом таких поисков становятся найденные могилы погибших в ВОВ, сведения об участии родных в освоении космоса, индустриализации, их вкладе в науку и культуру страны. Несколько семей, именно работая над проектом, восстановили свою родословную за 150-200 лет.
Самим же детям, конечно, приятно получить награды за свою работу.

Наталья ЦЕЦХЛАДЗЕ, учитель школы №1507